Премьера спектакля по мотивам древних удмуртских мифов о сотворении мира состоялась в Удмуртском республиканском музее изобразительных искусств. Участниками действа стали студенты Института искусств УдГУ и графические листы Менсадыка Гарипова (1946-1998). Творчество заслуженного художника России, народного художника Удмуртии Менсадыка Гарипова неотделимо от судьбы удмуртской национальной культуры. Он был не просто ярким её представителем, неутомимым деятелем и пропагандистом, как в республике, так и далеко за её пределами. Он сам был национальным достоянием, поскольку смог визуализировать образы древней и самобытной духовной культуры удмуртов. В его творчестве персонажи удмуртской мифологии и сказок впервые обрели свой зримый облик и характер, убедительные настолько, что заставляют забыть о своем фантастическом происхождении. Благодаря работам Гарипова самое ценное, что есть у народа - его творчество, произведения его ума и фантазии, сказки, легенды, предания - стали достоянием всего человечества. Его офорты "Мифы, легенды и сказки удмуртского народа", удостоенные Государственной премии УР, показывались на многих международных выставках, в том числе и на Братиславской биеннале, 17 листов хранятся в ГТГ. В этом году художнику исполнилось бы 60 лет. Режиссёр и сценарист студент V курса Михаил Бегишев по-своему интерпретировал творчество художника в театральном эскизе "Дом мира" ("Дунне куамы"). Сценография отличается даже не лаконизмом, а минимализмом. Материалы, из которых выполнены декорации - это несколько метров марли, шнур и леска в качестве крепежа. Цветовое решение графическое - белое и чёрное. Оно подсказано офортной техникой работ М.Гарипова и гипотезой автора спектакля о том, что каждый человек, подобно художнику, оставляет свой след на белом листе бытия. В центре зала тангыра - своеобразный музыкальный инструмент из еловых брусков, подвешенных на верёвках. В стародавние времена он служил в качестве сигнального устройства для сбора на моления или сообщения между деревнями. Полотнища ткани служат и кулисами, и исполняют роль облаков и водных потоков в акте творения мира. Они же закрывают до времени висящие на стенах зала графические листы. Вся система приводится в движение по принципу "дёрни за верёвочку" благодаря хитроумной конструкции участника спектакля Александра Ферштейна, играющего роль верховного божества Инмара. Действо сопровождается звуками тангыры, шуланов (глиняных свистулек), льющейся воды, а завершается философским монологом об ответственности Человека за маленькую Землю и за то, какой след он оставит в изначально белом, светлом мире.
Эта работа была подготовлена студентом М.Бегишевым, коллективом "Свободного" театра под руководством заслуженного работника культуры УР А.Юнусовой и при содействии музея в качестве Государственного экзамена.
Спектакль неоднократно будет повторён в залах музея, который выступил инициатором создания особого музейного театра. Цель его создания - поиски новых форм работы с молодёжной аудиторией, привлечения её к изобразительному искусству и побуждению к собственному творчеству. А студентам участие в спектакле даёт возможность на практике познать особенности будущей профессии, развить свои способности, чему способствует и музейная атмосфера. Через неделю - новая премьера. Это спектакль о творчестве Марка Шагала "Я расскажу вам о любви" по его письмам и дневникам.