В юбилейный год 150-летия музея, в Третьяковскую галерею приехали произведения из Музея Орсе. Выставка открыта в здании на Крымском Валу. Она небольшая, но размещена в просторном здании. Почему? Потому что ожидается огромное число посетителей, а здесь большой холл и зал.
На выставке представлено 38 картин и группа скульптур. Каждая картина на выставке - шедевр. Многие из них знакомы посетителям по книжным репродукциям. Увидеть эти произведения во плоти - эмоциональное потрясение для посетителя. "Балкон" Э. Мане, "Танец в деревне" О. Ренуара, "Вокзал Сен-Лазар" К. Моне, "Галатея" Г. Моро, "Рыжая" А. Тулуз-Лотрека - необычайное счастье видеть эти картины и находиться рядом с ними в зале. Это только живопись, а еще 17 скульптур: "Бронзовый век" О. Родена, балерины Э. Дега, произведения А. Майоля и А. Бурделя.
Выставка имеет дидактическую идею сравнения собрания Музея Орсе с коллекцией Третьяковской галереи. Но сравнение надо проводить умозрительно. Предполагается, что глядя на произведение Мане или Ренуара зритель будет уноситься мыслями в залы в Лаврушинском переулке и вспоминать, что же из передвижников можно поставить рядом. Но перед шедеврами импрессионизма всякая рассудочная деятельность заканчивается. Перед картинами всемирно известных мастеров возможно только чувственное переживание. Неужели это не сон, что возможно видеть живопись на грани между традицией и свободой Мане, женскую округлость в произведениях Ренуара, клубы пара Моне, мерцающую тайну Моро, острые штрихи кисти Тулуз-Лотрека. И картины не требуют анализа и пытливого ума. Эти произведения уже более ста лет как описаны, записаны, опубликованы как в монографиях, так и в общих научных работах, и даже в популярных изданиях. Здесь не стоит задачи разглядеть нечто новое, наша задача - прикоснуться к лучшим произведениям мирового художественного наследия, получить эстетическое удовольствие.
Желающие поупражняться в искусствоведческой гимнастике могут себе позволить что-то вроде: "А Гоген у нас лучше". И это прекрасно. Значит, посетители знают собрание Музея изобразительных искусств и считают произведения его коллекции "нашими". Получается тройственная перекличка: Третьяковская галерея, Музей Орсе, Музей изобразительных искусств - и музейный посетитель внутри этого треугольника. Или в контексте выставки - внутри круга, так как экспозиция построена по кругу. И незримые нити взаимодействия искусства зарубежного, русского и зрителя переплетаются и образуют своей неповторимый узор восприятия. Выставка удалась!
Музей Орсе - молодой французский музей. Ему всего 20 лет, а слава его широко известна по всему миру. Как музей образовался? По предложению музейных сотрудников. Много ли мы знаем примеров, когда музеи создавали музейщики? Традиционная история создания музея, когда был какой-то коллекционер, частное лицо или коронованная особа, который при жизни или после завещает коллекцию для общественного просмотра.
Случай с Орсе - уникальный. Из опыта работы Лувра, очень популярного музея, было понятно, что большим вниманием пользуется коллекция импрессионизма. Галерея Лувра для искусства этого периода несколько старовата, темновата и тесновата. Музейщики просчитали, если коллекцию импрессионистов расширить, дополнить, перенести в здание попросторнее, то Лувр в своей популярности не потеряет, а Франция приобретет дополнительный культурный и туристический объект. Редкий случай, когда музейные сотрудники подошли к свой некоммерческой деятельности с точки зрения маркетинга. В мире идет тенденция к глобализации, этот процесс идет и в музейном мире. Обычно коллекции укрупняются, добавляются. Случаи разделения коллекции крайне редки. В музейном мире существует понятие - полнота коллекции. Тут музей намеренно пошел на разделение произведений. И не проиграл.
Возможно, руководители уже двух музеев волновались о предполагаемом результате, как знаменитые артисты волнуются выходя на сцену. Но в случае с Орсе предварительный расчет себя полностью оправдал. Слава импрессионизма невероятно велика. Гораздо больше, чем искусство XVI, XVI и XVII века. Этих художников знают все. Именно эти мастера известны во всем мире, они интересны всем людям независимо от национальности, возраста и других параметров. Почему? Здесь есть готовые ответы. Но если вы читаете эту статью, значит, Вы собираетесь на выставку и вполне можете ответить на этот вопрос сами (Н. Трегуб).
Билет на выставку стоит 120 руб., для льготных категорий 60 руб. Выставка заканчивает работу, выставка продлена не будет.
Дополнительно о выставке http://www.museum.ru/N27543
Другие выставки, подготвленные к 150-летию Третьяковской галереи http://www.museum.ru/N26970 - выставка о Третьяковых.
Выставка Музеи России поздравляют Третьяквскую галерею http://www.museum.ru/N26924