Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева представляет 17 апреля 2006 г. в 19:00 во Флигеле-Руине фотовыставку Ричарда Пэйра "Потерянный авангард" в рамках международной конференции: «Heritage at Risk Сохранение архитектуры ХХ века и Всемирное наследие».
Ричард Пэйр — британский фотограф, с 1972 года живет в Канаде.
Наряду с собственным творчеством, активно занимался кураторской деятельностью и изданием книг по истории фотографии. Основной объект изображения для него — это архитектура.
Пэйр долгое время был хранителем фотоколлекции Канадского Центра архитектуры [The Canadian Centre for Architecture (CCA)], до сих пор остается научным консультантом этого культурного института.
Среди изданных им книг — «Дворцы Правосудия. Фотографический документ» (1978), «Фотография и архитектура. 1839—1939» (1982). Обе они отмеченные наградами книги сопровождались передвижной выставкой, демонстрировавшейся в главных музеях мира. После поездки в Египет Пэйр подготовил опубликованную в 1990 году монографию «Египет. Размышления о непрерывности». Уволившись с поста хранителя, он вернулся к практике. В 1996 году его монография «Цвета света. Архитектура Тадао Андо» получила премию Американского Института Архитекторов [AIA].
«Русский конструктивизм всегда жил жизнью провинции. Как всякое авангардное явление он появился на границе творческих возможностей искусства для того, чтобы установить новые границы. Выполнив свою пионерскую миссию, оказался побежден центром, но уже не творческим, а административным. Затем долгие десятилетия пребывал в полном забвении, и когда, казалось бы, пришло время реабилитации и триумфального возвращения из мест вынужденной ссылки, выяснилось, что возвращаться некому и некуда. Шедевры мировой архитектуры состарились настолько, что для опознания в них былых героев требуются особенные усилия. Новое поколение, воспитанное в постмодернистских традициях, просто стыдится своих провинциальных родственников. А у государства, охотно теперь представляющего русский архитектурный авангард на международных выставках, на самом деле нет никаких средств, чтобы назначить его престарелым ударникам достойную пенсию. Фотографии Ричарда Пэйра документируют сегодняшний, неприукрашенный быт произведений русского конструктивизма на всем пространстве бывшей советской империи. В них нет назидательности или гламурных спецэффектов, а только элегическая грусть по великой ушедшей эпохе революционного творчества и профессионального мастерства».
Юрий Аввакумов
Выставка проводится при поддержке компании Lafarge. Открытие 17 апреля в 19.00. Выставка продлится до 17 мая 2006 г.