14 апреля в 17.00 в Рафаэлевском зале Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств открывается выставка американской художницы Лизы Лидо.
На выставке будут представлены инсталляции на темы "Тайная Вечеря", "Вечная игра … или Битва полов", "Шахматные этюды", "Вечные игры", "Клонирование".
Произведения Лизы Лидо следуют традициям сюрреализма, в котором созданы рукотворные живописные фантазии Сальвадора Дали, Поля Дельво и Рене Магритта. Подобно этим художникам она восхищается фигурами кариатид, манекенами готового платья, человеческими торсами и фрагментарными фигурами, несущими в себе содержание, но и выходит за рамки произведения искусства и времени, когда жили их создатели. Рисованию на плоских поверхностях она предпочитает использовать постоянно меняющиеся трехмерные фигуры, создавая причудливые пластические эквиваленты твердых тел и пространств, субъективной сущности и символов. Манены можно рассматривать как простые стереотипы, но Лидо с помощью красок, форм, текстуры и мазков наделяет свои фигуры только им присущей энергетикой, конкретными силами и представлениями, которые устанавливают характер их взаимодействия друг с другом. Примером этого может служить ее проставленная "Вечная игра… или Битва полов" (1989-1993), впечатляющая инсталляция из шахматных фигур в человеческий рост на доске 8х8 метров, с тщательно просчитанными взаимоотношениями.
Лиза Лидо изучала работы Леонардо да Винчи, особенно "Тайную вечерю". Лидо трансформировала это произведение, изменив его концепцию куда более радикальным способом. "Тайная вечеря" Лидо - это не собрание апостолов, а встреча женщин, носящих одно и то же имя - Любовь. Если Иисус символизирует абсолютное доверие к Богу, и преданность, и служение ближним, то собрание в композиции Лидо подчеркивает благородство и целеустремленность, которые привносят женщины в человеческие взаимоотношения.
Традиционно художники изображали участников "Тайной вечери" сидящими за квадратным, круглым или подковообразным столом, или же рисовали стол по диагонали. Лиза Лидо сажает своих персонажей по одну сторону и по торцам длинного обеденного стола (эхо композиции Леонардо), при этом ближайшая к зрителю сторона стола остается открытой для обозрения, с этой стороны сидит лишь один персонаж; этот прием был использован, чтобы отделить предателя от Мессии и его последователей.
Тела, руки, ноги каждого персонажа - Любви расписаны таким образом, чтобы передать таинства и миссии, определяемые ее личным служением. Головы учеников скрыты облаками. Искусная роспись тел носит конкретный характер, она точно и очень ясно передает смысл служения. Вся работа предназначена для свободной инсталляции, позволяющей обойти ее кругом и открыть неожиданные аспекты каждой фигуры благодаря непредсказуемой трехмерной структуре. "Тайная вечеря" неизбежно станет документом феминистического переосмысления истории искусства.
"Шахматные этюды" Лизы Лидо представляют собой сложное произведение зрелой художницы, следующей традициям сюрреализма. Гигантская композиция состоит из 32 фигур в человеческий рост, расставленных на шахматной доске 8х8 метров.
Причудливые шахматные фигуры Лидо отрицают их формальную роль и показывают авторское понимание истории человеческих взаимоотношений и войн. На одной стороне доски стоит КОРОЛЬ в женском обличье, на другой - КОРОЛЕВА-мужчина. Метафоры жизни и конфликтов предстают в в виде настоящей войны женского и мужского начала.
Манекены Лизы, исполненные аллегорий и поэтики, несут на себе печать поразительной оригинальности. Обнаженные существа, чьи тела расписаны картинами, символизирующими природу, застыли в танце на возвышенно-мистической шахматной доске.
Издалека шахматы Лидо воспринимаются фигурами, выкрашенными в синий и красный цвет, но стоит приблизиться, и начинает захватывать сила ее пластических образов. Эти шахматные фигуры поражают фундаментальным символизмом своего содержания. Действуя в пределах шахматной доски, художница стремилась напомнить о том, что Женщина - последний шанс рода человеческого. Рисунки и символы, украшающие каждую фигуру, передают ностальгию по утерянному раю, надежду на безумную любовь и надежду на наступление новой эры.