Иногда счастливые случайности помогают нам выйти из рамок привычного и познакомиться с теми явлениями в искусстве, которых мы зачастую лишены из-за больших расстояний. Выставку акварели московского художника Николая Николаевича Волкова (1897-1974) можно назвать такой случайностью. Просто один истинный любитель и почитатель его творчества, директор Музея на Дмитровской в Ростове-на-Дону Вячеслав Давыденко в прошлом году привез в Курганский музей огромную папку с работами этого замечательного мастера и высказал желание показать их в нашем городе. Пока шла работа над каталогом и идеей экспозиции, эти акварели видели случайные (опять-таки) гости музея и стали уже с нетерпением ждать вернисажа.
О самом художнике можно говорить очень много, так как его талант счастливо сочетает качества аналитические и творческие. Он известен как ученый, написавший фундаментальные труды, знакомые всем, кто так или иначе связан с изобразительным искусством: "Восприятие предмета и рисунка" (1950), "Композиция в живописи (1965), "Цвет в живописи" (1977). А как мастер акварели он выступает наравне с такими известными художниками, как А.В. Фонвизин, Л.А. Бруни, С.В. Герасимов - теми, кто дал основу акварельной школе России в ХХ в.
На выставке представлены работы с начала 1930-х до начала 1970-х годов. Это - своеобразный срез всех периодов творчества. Большая часть произведений посвящена любимой художником Москве. Так и в самой ранней представленной здесь серии (1931 год) можно увидеть выразительные образы старой московской архитектуры, ее величественные и печальные осколки - пустая звонница, кованая решетка церкви... В предвоенные годы Волков много обращался и к теме новой Москвы - здесь и строительство Москворецкого моста (1937), и Дворца Советов (1940), и лирические пейзажи вечерней набережной, и постоянное сопоставление прошлого и настоящего: "Крыши Москвы" (1940), "Садовое кольцо" (1941).
В годы Великой Отечественной войны художник был корреспондентом Военно-медицинского музея, побывал на Брянском, на Втором Украинском фронтах, в местах сражений на Курской дуге. Его акварели этого сурового времени - настоящие художественные документы: "Разведка в метель", "Вынос раненого с поля боя", "Операция. Хирург". Многие из этих небольших листов стали основой для живописных полотен, хранящихся ныне в экспозиции данного музея. Примечательным завершением темы стала серия "На выставке трофейного оружия" 1945 года.
С конца 1940-х годов в творчестве Николая Волкова появляются новые грани. В акварельных листах большого формата цвет обретает полную силу, насыщенные тона сочетаются с прозрачными лессировками, заливками краски и тончайшими нюансами оттенков. Художник пишет акварели в самой Москве - чаще всего это новостройки, жилые кварталы ("Зимний вечер в "спальном" районе", 1964), а порой это тихие дворы, где спокойно и уютно течет повседневная жизнь ("Весна в Мневниках"). Часто московские пейзажи представляют вид из окна с фрагментом интерьера. Очень привлекают акварелиста и излюбленные места отдыха москвичей - пригороды, Подмосковье: Суханово, Зюзино, речка Икша. Вода, небо, отражения, свет - все, что так естественно в акварели, приобретает здесь полное образное выражение: "Пейзаж с лодкой", "Вечерний пейзаж", "У воды. Полдень" (все - Икша, 1964-1965).
Кроме московских акварелей, в этот период у Николая Волкова было написано множество листов в Петербурге и в Крыму. Они отличаются друг от друга так же, как юг и север. Небольшие, почти альбомного формата, сдержанные по колориту пейзажи мистического города ("Пустынная набережная", 1956) и солнечный выплеск цветных теней, света, весеннего ликования в гурзуфской серии. Необычайно привлекательны и прибалтийские акварели, в них есть некая намеренная игра, и европейский шарм.
И, конечно, в экспозиции привлекает внимание замечательный женский портрет "Грузинка Квинихидзе", написанный художником с его жены, скульптора Ольги Владимировны, верной спутницы, с которой свели его фронтовые дороги. Четкий строгий профиль и теплый свет фона создают образ неоднозначный, со сложными переплетениями противоположных черт характера. А портрет самого Николая Волкова выполнен его другом, художником Виталием Николаевичем Горяевым, которого курганцы хорошо знают по замечательной коллекции его произведений, хранящихся в нашем музее.
Думается, что эта выставка станет интересной и для любителей изобразительного искусства, и для истинных ценителей. А для художников - это настоящая школа мастерства в таком неуловимом, трепетном и невероятно притягательном искусстве акварельной живописи.
Елена Ситникова, куратор выставки.