Мы так мало изменились, а наши национальные особенности подмечены так подробно и описаны так доброжелательно, что, познакомившись с "Описанием всех обитающих в Российском государстве народов, также их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилища, украшений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей", российского этнографа XVIII века Иоганна Готлиба Георги, современному человеку неожиданно легко ощутить себя частью прежней России, в которой разнообразие наций и культур служило доказательством жизнеспособности государства.
3 апреля 2006 года в 16.00 в Российском этнографическом музее (РЭМ) при официальной поддержке и личном участии Полномочного представителя Президент РФ в СЗФО Ильи Клебанова состоится представление этнографического исследования, совершенного в XVIII веке российским этнографом Иоганном Готлибом Георги и вновь изданного 231 год спустя. Несколько экземпляров книги, по-прежнему сохраняющей ценность научного источника, будут переданы на исторический факультет СПБГУ и, в частности, на кафедру этнографии. Также участие в церемонии примут издатели, декан исторического факультета СПБГУ, историки и этнографы Санкт-Петербурга.
Иоганн Георги, составивший "Описание всех обитающих в Российском государстве народов…", которое по масштабу научного сопоставления не имело равных в мировой науке последующие сто лет, родился в небольшом немецком городке, получил медицинское образование у Карла Линнея в шведском университете и, будучи человеком широких интересов, увлекся этнографией шведских лопарей. В качестве этнографа-исследователя он предложил свои услуги Российской Академии наук, не оставляя, впрочем, занятий медициной и химией. Россия в тот период активно осваивала принадлежащие ей гигантские территории и в 1770 году Георги был определен в одну из научных экспедиций, которая продлилась четыре года. В результате этой работы в 1775 году он опубликовал свои наблюдения, которые до сих пор является энциклопедией народных традиций марийцев, мордвы, чувашей, удмуртов и других народов России, некоторые из которых недостаточно изучены до сих пор.
Во время экспедиции 1770-1774 гг. Георги впервые собрал и обобщил данные о духовной культуре народов Поволжья и Приуралья, тщательно описав пантеон языческих божеств. Также впервые он собрал и опубликовал сведения о шаманах, назвав шаманизм одной из "древнейших вер", лежащей в основе ламаизма и индуизма, чем обосновал саму возможность сопоставления шаманизма с мировыми религиями.
Исследование Георги состоит из кратких, сжатого изложения, очерков, посвященных каждому народу. Такой очерк включает в себя сведения о названии народа, области его расселения, некоторые исторические данные, информацию о численности, языке, хозяйственном укладе. Часто подробно описаны традиционные мужской и женский костюмы, есть сведения о религиозных обрядах, болезнях. За редким исключением ученый обязательно дает собственные или записанные со слов других оценки психических особенностей народов, - см. Приложение 1.
Георги в числе первых описывает обычай тунгусских народов и коряков делать на лицах шитые нитками татуировки. Он в нескольких словах описал сущность набеговой системы кавказских горцев, хотя допустил много путаницы в самом описании кавказских народов. Например, "чегемцы" (субэтническая группа балкарцев-"базиан") названы чеченцами и даже чехами, что приводит к гипотезе об их происхождении из европейской Чехии (Богемии).
В "Описании…" дается подробная характеристика казаков и казачьих войск, но акценты смещены от бытописания к аспектам гражданской истории. Особо тщательно говорится о донских и запорожских казаках, но центром внимания остаются не столько этнографические подробности, сколько роль казаков как государева сословия, история казачьих войск. Сведения Георги о татарской этнографии содержат веротерпимое и достаточное полное описание принципов и установок ислама, знакомя, тем самым, с ним европейского и российского читателя. Также он подробно остановился на важной посреднической роли татар в связях европейской России с азиатским миром.
Георги детально описал природные особенности озера Байкал и первым высказал идею о его тектоническом происхождении. Также ученого называют открывателем знаменитого байкальского омуля. В 1774 г. он вернулся в Петербург, где за успешную работу был награжден золотой медалью и денежной премией. Екатерина II, которой очень понравилось это сочинение, велела напечатать его "за счет кабинета, но в пользу автора" и подарила И. И. Георги золотую табакерку. "Едва ли какое другое государство мира обладает таким разнообразием различных наций, остатков народностей колоний, как русское государство", отметит Георги в своем "Описании…", которое сопоставив сведения о различных народах одной державы, еще очень долго служило мировым научным образцом.
"Описание…" вызвало волну интереса к русскому фольклору и национальной культуре. Почти сразу после публикации первого издания, издаются и переиздаются тексты и ноты народных песен, русских сказок. Издаются научные работы по древней славянской мифологии, включая ныне очень популярную книгу "Абевега русских суеверий". Очевидно, что открытие в 1795 году замечательного памятника древнерусской литературы "Слово о полку Игореве", было не случайным на общем фоне интереса к народной русской словесности. Вскоре после этого будут опубликованы древнерусские былины, а крестьянские волнения и бунты перерастут в крестьянскую войну под предводительством Емельяна Пугачева.
В XVIII веке, который принято называть "европейским Просвещением", мировая наука получила многочисленные сведения об индейцах Северной и Южной Америки, ряде народов Африки. Были опубликованы научные труды о Китае, Индии и переднем Востоке. Философы-просветители на основе новых этнографических знаний сформировали концепции общественно-исторического развития. Но принципиальной политической особенностью этнографических исследований в России XVIII века, по словам главного научного сотрудника РЭМ Владимира Дмитриева, явилось то, "что экспедиции ученых, изучавших быт и обычаи коренных народов Российской империи не имели цели подготовить колонизацию этих земель. Экспедиции направлялись к народам, жившим в Российском государстве и ставшим российскими, как с точки зрения властей, так и по мнению соседних народов, в том числе русских людей".