В год 150-летия основания сокровищницы русского изобразительного искусства - Государственной Третьяковской галереи, Свято-Никольский хор представляет ряд концертов, приуроченных к этой дате. Как известно, в доме П.М. Третьякова часто звучала музыка. Одним из самых любимых композиторов основателя Третьяковской галереи был Иоганн Себастьян Бах.
21 марта, в день рождения великого композитора, хор совместно с камерным оркестром "Времена года" представляет одно из самых значительных произведений Баха "Страсти по Иоанну". Концерт состоится в дни Великого поста, исторически традиционного времени исполнения "Страстей", в Большом зале Московской консерватории.
"Страсти по Иоанну" ("Johannes-Passion") - один из двух полностью сохранившихся Пассионов И. С. Баха, - монументальное сочинение для хора, солистов и оркестра. Бах сочинял это произведение в Лейпциге в конце 1723 - начале 1724 гг. и исполнил его впервые на Страстной неделе весной 1724 г. в церкви Св. Николая. Исполнение стало первым выступлением И.С. Баха в этом городе со своим произведением в данном жанре. При каждом из последующих исполнений Бах вносил изменения в последовательность номеров и даже заменял или исключал некоторые из них. Судя по архивным данным, композитор в конце концов вернулся к первоначальной редакции, которая обычно исполняется и в наши дни.
Пассионы сформировались на основе евангельского текста, повествующего о крестных страданиях и смерти Иисуса Христа. Соответствующие главы евангелий в христианской церкви положено читать на страстной неделе, когда в богослужении идет речь о событиях, связанных со "страстями", то есть с распятием Христа. Сначала весь текст евангелия читался нараспев, в определенной манере традиционного церковного псалмодирования; затем, со временем, появилась тенденция внятно отделять слова Евангелиста, слова Иисуса и слова других персонажей, дабы текст отчетливее доходил до слушателей. Еще позднее различные части текста были распределены между несколькими голосами (Евангелист - тенор,
Иисус - бас, ученики или толпа народа - хор и т. д.). Таким образом возникло образно-персонифицированное исполнение евангельского текста.
Основой "Страстей по Иоанну" послужил текст Евангелия от Иоанна; некоторые ариозо и арии, а также заключительный хор написаны на тексты немецкого поэта Бартольда Генриха Брокеса. Либретто содержит три группы текстов: мадригальный (в свободной поэтической форме), евангельский (главы 18 и 19 из Евангелия от Иоанна) с добавлением сцены раскаяния Петра из Евангелия от Матфея (Мф 26, 75); текста сцены землетрясения (из Мф 27, 51-52) и песенный, представляющий собой лютеранские церковные песни (хоралы) на слова разных авторов, включая Мартина Лютера.
Повествование о крестных страданиях и смерти Христа приобретает у Баха подчеркнуто высоконравственный, возвышенный характер. Грандиозная, исполненная драматизма и глубокого сострадания фреска, описывающая последние дни Сына Господня, вбирает в себя характерные особенности практически всех вокальных жанров, известных эпохе барокко. "Страсти по Иоанну" состоят из 68 разнохарактерных номеров: речитативов, арий, ариозо, хоров и хоралов. Само повествование сосредоточено в речитативах Евангелиста (тенор) и репликах персонажей: Иисуса (бас), Пилата (бас), Петра (бас), прислужника (тенор), служанки (сопрано).
"Страсти по Иоанну" - одно из высших достижений гения Баха. По чрезвычайно точному определению Альфреда Шнитке - "Бах является эпицентром всей музыки: к нему всё стремилось, и из него всё вышло". Обращаясь к Богу и душе человека, его внутреннему миру, он лишает нас возможности толковать его музыку словами, но лишь молча соучаствовать в этом непостижимом таинстве. Музыка Баха безошибочно умеет задеть что-то главное внутри человека, и это, вероятно, и есть та причина, по которой сквозь эту музыку, мы можем увидеть другой мир, принадлежащий вечности.
Исполнители: Камерный оркестр "Времена года". Художественный руководитель, заслуженный артист России Владислав Булахов. Свято-Никольский хор Государственной Третьяковской галереи. Партия органа - Елена Агабальянц. Солисты: Евангелист - Андрей Немзер (тенор), Дмитрий Степанович (бас), заслуженная артистка России Татьяна Жеранже (контральто), Светлана Полянская (Сопрано). Дирижер - Алексей Пузаков.
Начало в 19.00.