25 марта в 13.00 в музее-заповеднике "Томская Писаница" состоится национальный праздник народов Саяно-Алтая "Чыл-Пажи" ("Голова года", шорский Новый год).
В программе праздника:
13.00-13.30. Встреча у ворот гостей праздника; совершение обряда благопожелания.
13.30-16.30. Работа выставки национального декоративно-прикладного искусства (в "Таштыкском жилище", у входа).
14.00-15.00. Выступление кайчи (сказителя) и национальных коллективов (на центральной площади, сцене).
14.00-15.00. Национальные состязания, выступление коллективов (на экспозиции "Археодром).
14.00-15.00. Экскурсии на комплексе "Шорский улус Кезек".
15.00-17.00. Проведение обряда "Чыл-Пажи" (на комплексе "Шорский улус Кезек").
Чыл-Пажи - национальный праздник народов Саяно-Алтая (к которым относятся и шорцы), в переводе обозначает Голова года. На эту голову падают первые лучи "Нового солнца" в дни весеннего равноденствия. Этот праздник в прошлом открывал новый жизненный цикл и являлся особо значимым для шорского народа.
Предки шорцев праздновали Чыл-Пажи не один день. В течение всей недели до назначенного дня совершались обрядовые действия, существовали дни почитания старших, детей, очищения порога, дома, дворов и т.д. В этот период нельзя было употреблять "вино", так как с ним могла войти в человека нечистая сила. Запрещались ссоры, как в семье, так и в обществе. В назначенный день каму (шаману) приводили жертвенного животного (жеребенка, барана), которого специально, в течение года готовили, окармливали для праздничного ритуала. Шаман разводил три ритуальных костра: для очищения, кормления и общения с духами и для приготовления обрядовой пищи. Люди очищались духовно, просили у божеств Земли, Огня, Воды, Гор урожая, удачи в охоте, здоровья и т. д.. На священную березу повязывались чаламы (полоски из ткани) трех цветов: голубого, белого и красного. Чаламы черного цвета (с завязанными на них узелками, символизирующие болезни, беды и несчастья прошлого года) бросали в огонь очищения. После совершения ритуально-обрядовых действий люди веселились, играли в различные игры, состязались в силе, смекалке. На празднике молодые люди знакомились, заключали свадебные соглашения между родителями и родственниками. Лучшие исполнители песен, напевов и сказаний соревновались в своем мастерстве красиво петь и говорить. А вечерами, чтобы задобрить духов, кайчи (исполнители древних героических поэм) всю ночь рассказывали и пели под аккомпанемент двухструнного музыкального инструмента кай-комуса, прославляя подвиги древних богатырей.
В настоящее время этот праздник возрожден и проводится практически у всех народов Саяно-Алтая (шорцев, телеутов, алтайцев, хакасов, тувинцев).