20 марта 2006 года в Барселоне (Испания) в Фонде "Caixa Catalunya" открывается выставка, посвященная творчеству Казимира Малевича. Театральная часть экспозиции представлена экспонатами из коллекции Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства - эскизами декораций и костюмов к знаменитой футуристической опере "Победа над солнцем" (музыка М. Матюшина, либретто А. Крученых).
Сценическая премьера оперы состоялась в 1913 году в Петербурге и проходила в атмосфере непрекращающегося скандала: одна часть публики шумно возмущалась, другая - ликовала от восторга. Опера создавалась как произведение программно-футуристическое, как выражение алогизма в музыке, слове и изображении. В эскизах костюмов и декораций открылся эстетический принцип супрематизма, который означал попытку ввести интуицию в сферу сознания, в творческую практику. Речь шла не о новых приемах выражения мысли, а о новом мышлении. "Мы дошли до отвержения разума, - писал Малевич Матюшину в 1913 году, - но отвергли разум в силу того, что в нас зародился другой, который в сравнении с отвергнутым нами может быть назван заумным, у которого есть закон, конструкция и смысл". Согласно теории супрематизма (или "зауми") творчеству открывались недоступные обыденному сознанию связи явлений в мире.
Среди экспонатов на выставке можно будет увидеть эскизы костюмов Неприятеля, Забияки, Нерона, Похоронщика, Некоего Злонамеренного, а также эскизы декораций, в цветовом и композиционном решении которых зачастую проступает квадрат, решенный в белом и черном.
Выставка продлится до 25 июня 2006 года.