29 марта 2006 г. в 17.00 в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н.Радищева состоится открытие выставки "Похвала Богоматери". Иконы Ярославля XV - XX веков из собрания Ярославского художественного музея.
Со времени принятия христианской веры Пресвятая Богородица заняла особое место в русской культуре, в духовной жизни православного человека. Деве Марии посвящены многочисленные храмы, иконы, песнопения, молитвы. Выставка "Похвала Богоматери" включает ее важнейшие иконописные образы и дает возможность почувствовать особенности ее почитания в православной традиции.
В экспозиции представлено 29 икон XV - начала XX столетий, исполненных в разных художественных центрах. Самая ранняя из них - "Распятие Христово" создана в XV веке и принадлежит прославленной новгородской школе.
"Распятие" - важнейшее событие земной жизни Сына Божия, символ победы жизни над смертью. Кресту, утвержденному на Голгофе с черепом Адама, предстоят скорбящие Богородица и апостол Иоанн Богослов, любимый ученик Христа, которому Он поручает заботу о матери. За ними одна из мироносиц и римский воин Лонгин Сотник, уверовавший во время Распятия. Наиболее значительная группа икон представляет образы Пресвятой Богородицы с Младенцем. XVI веком датируется изображение Одигитрии Смоленской. Одигитрия (греч. путеводительница) - наиболее торжественный тип богородичных образов. Композиция с фронтальными позами Матери и Сына подчеркивает их высокое достоинство. Дева Мария поддерживает Младенца левой рукой, а правой указывает на него как на истинный путь спасения.
Наименование другого типа икон - "Умиление" произошло от русского перевода греческого слова Елеуса - Милующая. На них Дева Мария, полная трогательной нежности и грусти, обнимает Сына, сидящего на ее руке и прильнувшего щекой к ее щеке.
Самая известная на Руси икона Умиление - "Пресвятая Богородица Владимирская" I трети XII века (находится в собрании ГТГ). Она была принесена из Византии в Киев, а затем перенесена князем Андреем Боголюбским во Владимир, где и стала называться Владимирской. Глубоко чтимый образ, широко распространенный во множестве повторений, представлен на выставке в двух вариантах. В одном из них, датируемом XVII веком, живописными средствами воспроизведены венцы и коруна, украшенные жемчугом и каменьями. Это - элементы драгоценного убора "Владимирской". Другой список, исполненный в XVIII столетии, особенно интересен тем, что соответствует размеру и композиции иконы XII века.
Различные оттенки образа "Умиление" раскрываются в иконах, исторически связанных с Ярославлем. Характерной чертой изображения Пресвятой Богородицы Ярославской является жест руки Младенца, касающегося подбородка Матери. Представленная икона датируется XVI веком. Согласно преданию, такой образ в далеком XIII столетии принадлежал ярославским князьям Василию и Константину.
В 1314 году на берегу реки Толги в ярославских землях была обретена икона Пресвятой Богородицы с Младенцем, получившая наименование Толгской. На месте чудесного явления поставили церковь, а затем основали монастырь. На выставке "Толгская" показана в повторении XIX столетия.
Среди произведений, посвященных земной жизни Богородицы, особого внимания заслуживает изображение "Рождества Христова" (XVIII столетие). Центральная сцена окружена изображениями, сопровождающими Рождество. Это благовествование ангелов пастухам о Спасителе и поклонение пастухов Младенцу, путешествие волхвов, ведомых Вифлеемской звездой, и принесение ими даров, бегство Святого семейства в Египет.
В центре иконы "Похвала Богоматери" (XVII век), давшей название выставки, восседающая на престоле Дева Мария, окруженная пророками. Символические атрибуты и тексты свитков передают ветхозаветные пророчества о Богородице и приходе на землю Спасителя.
Представление об иконописи XVIII - начале XX веков дают иконы "Коронование Богоматери" и "Всех Скорбящих Радость", в которых прослеживается влияние западноевропейского искусства, тонкого миниатюрного письма образ "Неопалимой Купины", а также "Благовещение", "Успение" и "Покров Пресвятой Богородицы", выполненные в традиции искусства Палеха. Образы "Пресвятой Богородицы Иверской" и "Явления Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому" - паломнические святыни Святой горы Афон и Троице-Сергиевой лавры.
Выставку сопровождает иллюстрированный и аннотированный каталог, подготовленный сотрудниками Ярославского художественного музея А.В. Федорчуком и О.Б. Кузнецовой.
Н. Гаврилова