11 октября 2005 года, во время предвыборной кампании, в Суздале появилась листовка в поддержку кандидата на должность главы г. Суздаля Рыжова А.Ю. Под заголовком "Взгляд со стороны" была помещена заметка В.А.Садовского, в которой автор недвусмысленно заявлял: экспонаты "Золотой кладовой" "делись куда-то".
Хотим успокоить г-на Садовского: с музейными реликвиями ничего не случилось, да и случиться не могло. Просто они на время переместились в хранилище, так как возникла необходимость обновить самый популярный и самый посещаемый музей Суздаля - "Золотую кладовую".
Мы ведь и гардероб свой меняем не столько из-за того, что все платья износили, но потому, что пришло время иных фасонов и модных течений. В новой экспозиции мы пошли по пути сочетания сегодняшних требований к показу экспонатов и современного дизайна. Каждый зал выделен цветом или формой витрин. Применены новые методы экспонирования. Особенно выделяется зал с экспонатами лицевого шитья XVI-XVII веков. Постоянные посетители не узнают этот зал. Дело в том, что по последним требованиям реставрации произведения древнего шитья должны экспонироваться не в вертикальном, а в горизонтальном или слегка наклонном положении. Поэтому для уникальных памятников лицевого шитья - покровов с гробниц местных святых преподобной Ефросинии, святителей Иоанна и Феодора Суздальских, преподобного Козьмы Яхромского, святого князя Георгия Всеволодовича - были спроектированы горизонтальные витрины, в которых эти произведения занимают свое место, не подвергаясь деформациям. Для того, чтобы лучше рассмотреть изображения на покровах, полуфигуры святых воспроизведены на подсвеченных вертикальных щитах.
В этом же зале впервые будут показаны пока неизвестные экспонаты: детали облачения из гробницы святого Арсения Элассонского. Среди них - редкие по своей красоте кресты с изображениями святых, которые датируются, по предположениям ученых, рубежом XIV-XV веков, а также пелена XVI века "Моление о народе" с изображениями местных святых. А чтобы современный зритель мог увидеть и прочувствовать сложнейшее искусство шитья шелковыми и золотными нитями, витрину с названными экспонатами украсит своеобразный световой пояс с увеличенными фрагментами шитья. Подобные экспозиционные решения применяются сейчас в крупнейших музеях нашей страны.
По-новому предстанет перед посетителями и коллекция мелкой пластики - так называются резные нагрудные иконки, кресты и панагии. Редкие (а подчас уникальные) произведения XII-XVII вв. виртуозно вырезаны на камне, дереве, кости и оправлены в золото и серебро. Они отличаются небольшими размерами, что раньше не давало возможности их как следует рассмотреть. Теперь под каждой витриной с экспонатом можно видеть его увеличенное воспроизведение и благодаря этому оценить совершенство ювелирной техники древних мастеров. С этой же целью наиболее миниатюрные и выразительные экспонаты помещены под линзу.
В обновленной экспозиции перед посетителями вновь предстанут первоклассные произведения мастеров русского золотого и серебряного дела разных эпох, начиная от XI-XII веков и до начала XX столетия. В зале археологических находок внимание привлекут золотые и серебряные украшения древних славян и мерян. В зале, посвященном прикладному искусству Москвы XVI-XVII вв., почетное место займет самое знаменитое произведение - чудотворная икона "Богоматерь Корсунская" и ее ценнейший убор из золота и серебра, жемчуга и драгоценных камней. Живопись самой иконы долгие годы была скрыта под потемневшим слоем олифы и многочисленными разновременными поновлениями. По инициативе Генерального директора ВСМЗ Аксеновой А.И., в 1999 году в Москве, в главном реставрационном центре России древняя икона была раскрыта от всех наслоений и предстала перед нами в своей строгой красоте.
Вновь экспозиция покажет дары и вклады именитых государственных и церковных деятелей, царей и князей. В их числе золотая и серебряная церковная утварь, Евангелия и иконы в драгоценных окладах. Особо памятными для владимиро-суздальской земли являются иконы вклада князей Пожарских.
Появятся в "Золотой кладовой" и новые экспонаты. Прежде всего, это иконки из известного клада, найденного во Владимире в 1993 году. Семь тончайших серебряных пластинок составляли некогда походный иконостас. Изображения святых выполнены в сложнейшей технике, традиции которой были безвозвратно утрачены за годы татаро-монгольского ига - технике перегородчатой эмали. Все линии изображений выполнены из серебряных ленточек, поставленных на ребро, а промежутки между ними заполнены цветной эмалью.
По-новому будет выглядеть палата второго этажа, где представлены экспонаты XVIII - начала XX века. Восемь витрин с круговым обходом позволят не только выделить каждый экспонат, но и дадут возможность посетителю найти для себя свой ритм и порядок осмотра. Среди экспонатов этого зала - произведения столичных и местных ювелиров, иконы и Евангелия в пышных чеканных окладах, образцы черневого искусства и живописной эмали, шитые золотом и жемчугом облачения и покровцы.
Представляют для современного посетителя интерес и предметы быта рубежа XIX-XX столетий: серебряная посуда и украшения работы московских и петербургских мастеров. Для того, чтобы лучше представить себе образ эпохи, в которой существовали эти произведения, сформированы две витрины с интерьерными комплексами, оживленные фигурами дам в подлинных платьях этого времени.
При подготовке экспозиции учитывались не только художественные и реставрационные требования. Одним из главных принципов работы современного музея является максимальная защищенность экспонатов. Поэтому в "Золотой кладовой" приняты серьезные меры охраны: смонтировано несколько рубежей сигнализации, а также установлены камеры, ведущие круглосуточное наблюдение.
Кстати, все произведения в "Золотой кладовой" находятся на государственном учете. Музеи, как учреждения, хранящие культурное наследие государства, постоянно ведут строгий учет всех экспонатов. Каждый из них зафиксирован в инвентарных Книгах, обмерен и взвешен. Произведения из драгоценных металлов и камней учитываются с особой тщательностью - до каждой жемчужины. Ежегодно музей отчитывается за их сохранность перед министерством. Наличие всех пятисот экспонатов в "Золотой кладовой" и их перемещение строго контролируется. Соотечественники могут быть уверены в полной сохранности исторических и художественных ценностей. Они ни в коем случае не могут внезапно "куда-то деться".
Музей-заповедник скоро пригласит всех жителей и гостей города на свой праздник - открытие возрожденной и обновленной "Золотой кладовой".