Что вы знаете о китайской музыке? Необходимость ответа на этот вопрос большинство из нас поставит в затруднительное положение. Действительно, об этом древнем искусстве европейцы и в наш век обманчивого информационного изобилия знают совсем немного. Точнее, не будет преувеличением сказать, что они не знают о нем ничего. Его истоки теряются в темных глубинах истории древности. Китайская музыка родилась задолго до того, как Аполлон и Дионис положили начало нашей музыкальной культуре. Сегодня, благодаря выставке "Тени бамбука" организованной в Шереметевском дворце Музеем театрального и музыкального искусства и Консульством Китайской Народной Республики в Санкт-Петербурге, у жителей и гостей Северной столицы есть возможность прикоснуться к одной из древнейших музыкальных культур Земли.
Музыка - не развлечение. Для жителей Поднебесной в ней сокрыта возможность достижения мировой гармонии. Ее секрет и красота. Считалось она благотворно влияет на нравы. Древний восточный мудрец Конфуций писал: "Вдохновение - в стихах, жизнь - в соблюдении ритуала, достижение цели - в музыке. Для исправления нравов нет ничего лучше музыки; для благополучного управления народом нет ничего лучше ритуала".
Китай - страна множества диалектов, но все они принадлежат к группе языков, называемых лингвистами тоновыми. В них интонация может полностью менять значение слова. Поэтому жители Китая сохраняют данный всем людям при рождении абсолютный слух. Музыка, как и язык, построена на изменении тона, создающего невероятную по богатству оттенков палитру звучания. К сожалению, европейский слух не всегда может воспринять ее в полной мере.
И как каждая провинция Китая говорит на своем языке, так и музыка в каждой звучит своя. В каждой свои излюбленные инструменты. Из шелка и бамбука, бронзы, камня, дерева. Гонги, колокола, барабаны, цитры, лютни - спектр инструментов огромен. Как китайский язык зашифрован в загадочной и завораживающей красоте иероглифом, так и китайская музыка пленяет, но не раскрывает своих секретов. Не только инструменты, многие из которых сохраняют свою форму неизменной в течение многих тысячелетий, можно увидеть на экспозиции. Медитативное звучание китайской музыки, извлекаемое из них наполняет своды дворца на набережной Фонтанки. Здесь же изображения древних музыкантов, кстати, по ним видно, что музыка в Китае считалась делом преимущественно мужским.
Названия самих инструментов звучат таинственной мелодией иной культуры. Цинь - струнный инструмент, существующий, по меньшей мере, 3000 лет. При взгляде на выставленный инструмент и изображение, созданного в древности, вы не найдете разницы. Темное дерево его поверхности часто украшали строками мелодичных стихов. Нотная грамота Китая так не похожа на привычную нам европейскую, хотя, пожалуй, имеет некоторое сходство с крюковой записью, бытовавший одно время на Руси. Лист иероглифов - одна нота. Мелодия как цветок из множества лепестков.
Древнейшие музыкальные инструменты Китая - колокола чжун. Из них мастера древности создали инструмент-оркестр бяньчжун. Этот инструмент владение, которым было привилегией императора и высший аристократии, радовал слух перезвоном своих колоколов по праздникам. Бронзу инструментов украшают переплетения рельефов, тонкие, изысканные узоры инкрустации вьются по дереву. Каждый инструмент произведение искусства. Одно из красивейших - барабан, чей узорчатый диск обнимают изогнутые шеи птиц, опирающихся, на изыскано выгнутые спины тигров.
Китайская музыка, говорят, может приблизить к пониманию загадочной для нас восточной культуры, но для этого сначала надо понять китайскую музыку… Выставка в Шереметевском дворце может стать первым шагом на этом пути. Но, прежде всего, это возможность прикоснуться к удивительному, непривычно гармоничному искусству, которое в момент рождения нашей цивилизации уже было древним...
Информация о выставке: http://www.museum.ru/N25132
Елизавета Крылова