Со 2 марта по 22 мая 2006 года Государственный Исторический музей представляет выставку "Символы советской истории".
Поводом для организации выставки под таким названием стала памятная дата ушедшей эпохи. 70 лет назад в Москве был открыт Центральный музей В.И. Ленина, ставший идеологическим подмастерьем партии, главная задача которого заключалась в формировании у советского народа интеллектуальной и эмоциональной приверженности политике и практике КПСС.
Выставка, однако, - не об истории музея. Экспонируемые на ней памятники дают представление о "символическом запасе культурной жизни" в СССР, передают содержание основных смыслообразов, которыми манипулировала официальная идеология, обеспечивая устойчивость сложившихся в стране социальной организации общества и властных отношений.
Русский философ Н.А. Бердяев считал бесспорной заслугой коммунизма перед русским государством то, что в грозящей распадом стихии русской революции народные массы были дисциплинированы и организованы "через коммунистическую идею, через коммунистическую символику".
Атеистическая по форме и устремлениям советская идеология хорошо понимала регулятивную функцию символов и мифов. Сразу после Октябрьского переворота стала твориться "священная история" новой эпохи, которая обрела своих "предтеч", "демиургов" и "пророков", "подвижников" и "мучеников", свои ритуалы и обрядовый календарь.
Первый раздел выставки посвящен "Событиям-Символам" советской истории. Представленные здесь монументальные полотна художников В.А. Серова, И.И. Бродского, Л.А. Шматько - это искусно выполненные иллюстрации, транслирующие смысл Октября как акта творения нового мира, Коммунистического Интернационала - оплота пролетарской солидарности, притязавшего на построение справедливого миропорядка; социалистического созидания - как победы света над тьмой.
История создания и бытования этих памятников - пример жестких ограничений со стороны официальной идеологии на свободную интерпретацию художниками исторических реалий. Изображая макрособытия новой эпохи, они должны были передавать содержание главного советского мифа: веры и убеждения бывших низов в сопричастность власти, вознамерившейся изменить ход истории.
В предметном ряду этого раздела представлены произведения декоративно-прикладного искусства, отразившие идеальный порыв народа к историческому творчеству, питавшийся верой в "новую правду", которую несла с собой революция. Со временем вера выродилась в ритуал. В подарках партийным съездам 1970-х годов уже явно прослеживалась имитация сохранения революционной энергии раннего времени в настоящем.
В разделе "Символы "героических будней"" экспонируются предметы с изображением государственной символики СССР и союзных республик, символические атрибуты детских организаций (октябрят, пионеров), Ленинского комсомола, награды за трудовую и боевую доблесть, символы победы в Великой Отечественной войне, в освоении космоса, в преобразовании природы.
Собранные вместе памятные знаки ушедшей эпохи заключают в себе значимую черту символического оснащения советской культуры - героизацию повседневной жизни. Ее смысл состоял в возбуждении чувства сопричастности великому делу, утверждении в массовом сознании приоритета общенародных целей над индивидуальными. Быт и личный комфорт должны были отступить перед уверенностью в том, что каждый человек, даже не наделенный выдающимися способностями, может оставить свой след на земле.
Последний раздел выставки называется "Символический Ленин". В нем представлены необычные портреты Владимира Ильича, свидетельствующие об особенностях присвоения мифа о вожде представителями разных народов и культур.
Портрет В.И. Ленина был, выражаясь современным языком, особым брэндом Советской власти. Иконография вождя зависела от изменений его идеологического статуса в государственной символике: от героического воплощения воли революционного класса к "вечно живому" вероучителю, и, в конце концов, к "предку-тотему". Стиранию индивидуальных черт реальной исторической личности не помешала даже посмертная жертва Ленину, когда созданная им партия "обобществила его тело" - единственную личную собственность, которой он реально располагал. Превращение в символ довершила наивность массового человека, искренне желавшего увековечить идеальный образ народного вождя.
Авторы предвидят, что определенная часть посетителей выставки будет склонна воспринять ее как извлеченное из запасников собрание опредмеченных исторических заблуждений. Но не будем спешить! В истории человечества одетые в символические одежды мифы - наряду с идеологией, наукой, искусством - были и остаются важными регуляторами жизни общественного человека. Во все времена деградация их актуальных смыслов была грозным предвестником упадка и распада социальных общностей. Не случайно, закрытие музея, обладавшего полной коллекцией политических мифов советской истории, совпало с окончательным распадом советского государства.
Автор выставки: Татьяна Григорьевна Колоскова. Художник выставки: Сергей Леонидович Теплов.