Италия - земля пленительных пейзажей, жаркого солнца и искусства. Произведения ее мастеров давно стали объектами поклонения и подражания. Скоро Эрмитаж откроет в Италии свой филиал. Также в этом году знаменитый музей планирует провести цикл выставок итальянского искусства. Открывает его, экспозиция "Скульптор Эмилио Греко: в поисках идеала".
Эмилио Греко - один из лучших скульпторов Италии минувшего столетия, чье творчество являет великолепный сплав традиций прошлого и современности. Десять лет назад его не стало. В память о нем, в Италии был проведен ряд выставок. Экспозиция петербургского музея стала прямым их продолжением. Произведения Эмилио Греко появились в собрании Эрмитажа четверть века назад. Художник подарил 11 скульптур и несколько графических листов музею в 1979 году. Тогда Эрмитаж "открыл" его талант для России, проведя первую персональную выставку мастера в нашей стране. Сейчас в залах Эрмитажа можно увидеть, как вещи из его коллекции, так и экспонаты итальянских собраний.
Простота залов, где разместилась экспозиция, подчеркивает выразительную простоту линий скульптур Эмилио Греко. В этой простоте рождена их гармония, вызывающая в памяти лучшие произведения Античности. Такое же впечатление оставляют рисунки и гравюры мастера. Ему было достаточно нескольких смелых линий для создания очертаний прекрасных тел и передачи ритма их движения. Иногда он набрасывает тонкую паутину штрихов на свои изображения, делая их более материальными.
Выросший на великих традициях Античности и Возрождения, Эмилио Греко в своем творчестве обогащал их новыми прочтениями классических сюжетов и приемов. Красота обнаженного тела с древности вдохновляла художников. Само появление этого сюжета в творчестве любого художника стало толковаться, как знак продолжения традиций европейского искусства. Ведь нагота, с определенного момента, стала не сюжетом, а скорее формой, отличительной формой именно искусства Запада.
В скульптуре Эмилио Греко обращался к разным жанрам. Женские портреты всегда прекрасны и лиричны. Тонко и чутко изображает художник не только лица, но и саму душу своих моделей. Мужские портреты - в них скупость линий и четкость характеристик. Монументальная скульптура представлена на этой выставке эскизом памятника Пиноккьо и моделью врат для собора в родном городе Греко, Орвьето. Есть на выставке удивительный рельеф "Успения Богоматери". Каждая его линия, наполненная внутренней экспрессией, говорит о своем родстве с произведениями мастеров Флоренции XV века - времени расцвета Возрождения.
Эти работы прекрасны, но главным объектом выставки стали прекрасные обнаженные Эмилио Греко. Итальянский мастер был влюблен в красоту женского тела. Эта тема была любимой и основной в его творчестве. К своим моделям, как отметила присутствовавшая на открытии дочь художника Антонелла Греко, скульптор относился очень нежно, но и очень уважительно. Героини художника носят свою наготу с грацией и достоинством античных Венер. Красота древней богини, рожденной в пене морской, окутывает каждый, созданный художником женский образ.
Скульптор смело играет пропорциями тела, изменяя их, не нарушая, однако, его естественной гармонии. Его обнаженные созданы не по выработанному однажды канону. Он изображает и тонкие, трепетные, чуть угловатые тела юных девушек, и прекрасную, цветущую красоту женственности. Свет скользит по поверхности бронзы, задерживаясь на намеренно оставленных шероховатостях. В этот момент холодная красота статуи оживает, в ней можно слышать трепет жизни, биение ее пульса.
Выставка Эмилио Греко станет подарком для всех, кто ценит в искусстве гармонию и красоту. Его произведения родились в век потрясений, когда в культуре смелые эксперименты модернистов рушили и видоизменяли традиции. Мастер не отрицал этих достижений, используя понравившиеся ему находки современности. Но их он органично переплетал с неизменной, вневременной классикой, продолжая древние традиции итальянского искусства. На этой выставке нет искусства социального, разоблачающего или стремящегося вас в чем-то убедить. Это искусство красоты, в котором она главная цель и главная ценность.
Елизавета Крылова
Дополнительно о выставке http://www.museum.ru/N25569