17 февраля в 16.00 Комитет по культуре правительства Санкт-Петербурга, Центральный парк культуры и отдыха им. С.М.Кирова, Елагиноостровский дворец-музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII - начала XX вв. приглашают в выставочный зал "Каретный" на открытие выставки "Тихая эротика" (станковая графика, эстампы, керамика, фотография). Выставка будет работать с 18 февраля по 16 апреля 2006 г.
Группа "Тихие" - Н.Домашенко, Е.Васенина-Прохорова, А.Кобяк, Л.Строганов, Л.Уральская, Н.Андреев, Г.Лавренко, Г.Корнилов, И.Чернова.
Кажется, в веке XXI-м ни самим словом "эротика", ни тем, что может стоять за этим термином, публику практически не удивить. Однако почему-то словосочетание "Тихая эротика" рождает интригу.
В названии группы можно усмотреть связь с тихим искусством 1920-30-х гг. или тихой графикой эпохи застоя. И то, и другое будет верно, т.к. выставка составлена из работ художников группы "Тихие", эту самую связь никак не отрицающих.
"Тихие" принадлежат к тем художникам-профессионалам, что работают с традиционными формами изобразительности, равно дистанцируясь как от прозападного актуального искусства, так и от доморощенного псевдоакадемизма. Большинство "тихих" работает в сфере иллюстрации: отсюда и избранные для выставки жанры, и навеянные литературой сюжеты многих работ - от мифа библейского и античного ("Адам и Ева", "Кентавриада" и пр.), от русской сказки, - к сонетам Шекспира. Есть здесь, впрочем, и отражение темы "Художник и Модель", и торсы, и собственно ню. Все "по-тихому" чувственно и стильно, без пошлости и эпатажа, без откровенной лубочности - даже если внизу стоит подпись: "Голые дамочки".
По большому счету эротический жанр - это одно из самых логичных воплощений древнейшего требования человечества "хлеба и зрелищ". Необходимая составляющая полноценной жизни, подретушированная академичностью или, напротив, адаптированная карикатурностью, никогда не перестанет являться зрителю, т.к. не может не тревожить и художника. И не так уж важно подаст художник нам свое виденье сонетов Шекспира или проиллюстрирует роман Апулея "Золотой осел", вспомнит об отечественных кикиморах или древнегреческих кентаврах. Важно, что мы с вами в этом рассмотрим. Если, конечно, картинка не снабжена откровенной подписью.
Краткий исторический экскурс:
Как известно, первые откровенные изображения любовных отношений в русской графике относятся к послепетровскому времени - это лубки. Причем, пикантны не столько картинки, выполненные в технике ксилографии с "грубоватым простонародным юмором", сколько подписи к ним. Особого разнообразия сюжетов в XVIII в. не было: традиционны "любовные проделки персон всех сословий и состояний", продажная любовь, неверность. В середине XVIII в. прежний наив и живость народного юмора вытесняют утонченность и профессионализм, отличающие гравюру на меди. Ведущим мастером этого вида графики стал П. Чуваев, копировавший "скромные французские картинки", правда, в русской интерпретации. Названия таких гравюр говорят сами за себя: "Помеха в любви", "Седина в бороду, бес в ребро" и т.п.
В XIX в. строгости цензуры в отношении лубочной графики усиливаются, и эротика русского лубка становится мягче, более приторно-чувственной. На постоялых дворах середины позапрошлого века можно было среди прочих "украшений" встретить много "весьма искусных изображений… женщин в разных соблазнительных положениях". (В.П. Безобразов). Впрочем, интерес вызвали прежде всего пикантные подписи. Литографии с изображением кокетливых личиков "брюнеток" и "блондинок", обнаженных прелестей одалисок и купальщиц, сценок вполне невинных ухаживаний на пленэре, выходили до начала XX в. Подобные картинки (равно как и эротические журнальные иллюстрации) "перекочевывали" и на появившуюся к тому времени русскую открытку. Впрочем, были и специальные серии открыток с "нецензурными" изображениями. Любопытно, что в XIX в. книжная графика порою более сдержанна, чем сама иллюстрированная литература - будь то "Душенька" Богдановича, произведения Пушкина или Л. Толстого; "крамольность" сводилась в основном к тонко завуалированным игривым намекам.
Однако с началом прошлого века вследствие увлечения теориями Ницше и Фрейда, интереса к прежде закрытым темам русских философов, появления "откровенной" литературы сложилась целая плеяда талантливых художников, отдавших дань эротическому жанру (Л. Бакст, Е, Лансере, К. Сомов и др.). При этом большинство эротических произведений склоняется в сторону карикатурности, что вполне объяснимо и может быть прослежено и в работах современных авторов.
Заметим напоследок, что выставка сознательно не приурочена ни к одному из приближающихся праздников, однако вполне уместна ко Дню защитника Отечества и прилична к Международному Женскому дню.
Наталия Гадалина, тихий искусствовед.