Ты можешь бороться с неверными, а можешь с самим собой, избрав дорогу Малого или Великого джихадов, но с раннего детства ты знаешь, что один взмах твоего клинка может изменить порядок в мире и сам меч не даст тебе об этом забыть. "Острый смысл", выставка холодного оружия Кавказа и Средней Азии откроется 9 февраля в Российском этнографическом музее (РЭМ).
Более 100 лучших образцов традиционного холодного оружия Кавказа и Средней Азии, среди которых боевые клинки и подарки российским императорам из коллекции Российского этнографического музея, представлены на выставке в РЭМ.
По словам Владимира Дмитриева, специалиста по этнографии кавказских народов, одного из авторов выставки, с кинжалом, который служил своего рода "удлинителем" руки, кавказский мужчина практически не расставался. Только в "гостевой комнате", где мужчины оставались безоружными, на стене собирались клинки всех пришедших в дом воинов. Такая комната становилась единственным местом, где чужой кинжал был выставлен на обозрение. Во всех других обстоятельствах меч доставался только для удара. На выставке в РЭМ такую комнату можно разглядеть в деталях так же, как и юрту воинов-кочевников - казахов, киргизов, туркмен.
В ходе подготовки выставки, которая длилась несколько месяцев, были специально реставрированы около 300 образцов холодного оружия из коллекции музея. Впрочем, атрибуты охоты Хивинского Хана, представленные на выставке, сегодня такая же редкость, как булатная или дамасская сталь. Рецепт изготовления этих клинков был утрачен еще в XVIII веке, а потому хранящиеся в фондах РЭМ образцы напоминают о том времени, когда воины обнажали оружие только для бескомпромиссного удара, сознавая с детства, что взмах клинка - это действие, которое меняет порядок в мире.
Наследник Николай, путешествуя с отцом, императором Александром III по Кавказу, получил в дар костюм и вооружение черкесского витязя. Как объяснил Владимир Дмитриев, значение подарка состояло в том, чтобы подчеркнуть: наследник, это молодой воин, достигший совершеннолетия. Среди подарков Александру III в РЭМе хранятся две именные шашки, подаренные императору чеченцами и западными адыгами. Эти дары также давали понять, что подданные почитают в своем императоре зрелого мужчину-воина, утверждающего свою власть в постоянных походах на врагов державы.
Феридуну, герою поэмы "Шахнамэ", которая для Ирана имеет значение народного эпоса, как-то приснилась во сне булава, навершием которой была голова быка. Это "видение" так повлияло на иранскую культуру, что булавы с бычьей головой стали отличительной особенностью именно иранского оружия. Булава, подобная той, что увидел во сне Феридун, представлена в экспозиции.
В философии ислама есть миф о "Мече Али", который восстанавливает мировую справедливость, а потому меч каждого восточного воина должен нести в себе частицу этого легендарного клинка. Цитаты из Корана, благопожелательные или назидательные стихи, выкованные на лезвии, напоминают своему хозяину о том, что каждый раз, когда обнажается такой меч, противник должен быть поражен не только лезвием, но и тем, что на нем написано. А еще, такие "украшения" напоминают самому владельцу о том, что меч строит мир очень быстро, но удержать его удается не всем. "Правитель, который не должным образом формирует свой стиль управления, рискует вызвать в обществе возмущение, не достигнув положенных ему результатов", начертано на одном из клинков.
Оружие, украшенное выкованными надписями, было особенно дорогостоящим и позволить себе его могли богатые воины, правители… Как чувствовал себя воин, властитель, царь, когда на его любимом его оружии был выкован текст, предостерегающий его от узурпации власти? Трудно сказать. Тексты на клинках - это всего лишь попытка удержать достижения оружия через слово. Но на востоке считалось, что мир двигают не только "люди меча", но и "люди пера". Однако законы природы не допускают, чтобы какая-то из сторон получила преимущество.
Но кто напомнит об этом простому воину? Ученые говорят, воспитание…