Новое тысячелетие проходит под знаком обострения межнациональных и межконфессиональных отношений. В этой ситуации особенно актуальной задачей становится воспитание общества в духе взаимопонимания и доброжелательности к представителям других культур - близких и далеких, экзотических и, казалось бы, хорошо известных.
Визуальная антропология - это не просто кино и не просто этнография. За свою относительно короткую историю, точкой отсчета которой часто называют прекрасный фильм Роберта Флаэрти "Нанук с Севера", визуальная антропология успела проявить себя как достаточно широкое явление, далеко вышедшее за рамки кинематографической фиксации образа жизни экзотических народностей.
Визуальная антропология, использующая весь арсенал современных средств информации, возможности экранного искусства и достижения современной науки о человеке, представляется одним из действенных способов профилактики международных конфликтов. Сохранение образов малоизвестных и исчезающих культур, выявление их своеобразия и общечеловеческой сущности, осуществление диалога между представителями разобщенных миров - на этот широкий спектр гуманитарных целей и задач ориентирована визуальная антропология.
8-13 октября 2006 года в МГУ им. М.В.Ломоносова состоится III Московский международный фестиваль визуальной антропологии.
Если в других странах фестивали визуальной антропологии имеют достаточно длительную историю, то молодой московский фестиваль вынужден решать задачу знакомства аудитории с относительно новым для России направлением культурной деятельности. Поэтому помимо собственно профессиональных проблем большое внимание будет уделяться популяризации идей и материалов визуальной антропологии, рассмотрению ее социокультурных перспектив.
За последние годы накоплен значительный архив визуальных материалов, который с успехом может быть использован в учебном процессе, как в высших учебных заведениях, так и в школах, и потенциал которого еще недостаточно оценен. Поэтому главной целью является продвижение идей и продуктов визуальной антропологии в гуманитарную и педагогическую аудитории, демонстрация ее методов студентам и школьникам.
Два предыдущих московских фестиваля прошли под девизами "Диалог чужих миров" (2002 г.) и "Традиция и объектив. В поисках цельности" (2004 г.). Фестиваль 2006 года носит название "Камера-посредник".
Первый фестиваль ставил задачу показать многообразие и красоту культурной палитры мира, выявить глубинное единство внешне разобщенных народов. Второй - пытался обратить внимание на плодотворность обращения к традиционным истокам культур, на необходимость их сохранения с целью духовного обогащения современного человека. В то же время оба фестиваля ставили целью привлечение внимания к возможностям визуальной антропологии как можно более широкого круга специалистов.
Эти задачи остаются актуальными и для третьего фестиваля. Но, помимо того, центром рассмотрения должна стать узловая проблема визуальной антропологии, включающая весь спектр разнообразных проявлений этой деятельности, а именно - позиция человека с камерой, которому представители одной культуры доверяют формирование ее образа.
Особенностью визуальной антропологии является ее принципиальная "интерактивность", ибо создание антропологических фильмов - это не столько реализация творческих замыслов режиссера, сколько исследование-общение. Это построенное по определенным правилам "вхождение" внутрь иного культурного мира или же обратное движение - выход во внешний мир из размыкающегося круга этнически ограниченного сознания. Все зависит от точки зрения - от того, в чьих руках оказывается камера. Принципиальная коммуникативность визуальной антропологии продолжается и на следующем этапе - демонстрации "продукта" - фильма и его обсуждении в зрительской среде.
От того, как визуальный антрополог понимает характер своей ответственности, насколько владеет операторским мастерством и насколько глубоко знаком с культурой, в которую входит, какие чувства при этом испытывает и как они преломляются в его творчестве, зависит качество и уровень съемки, на основе которой он будет готовить материал для публичного представления. Все дальнейшие действия, которые он должен будет производить, чтобы добиться главной цели - осуществления экранного диалога культур - в конечном счете, также будут определяться тем, как он осознает свою посредническую роль.
Организаторы надеются, что эта проблема в том или ином виде будет подниматься на всех обсуждениях во время информационных и конкурсных просмотров, на тематических семинарах, посвященных архивным этнографическим фильмам, старообрядчеству, народам Севера и мусульманского мира, визуальной антропологии различных стран, проблемам исследования, образования, телевидения.
Принципиальной установкой организаторов мероприятия является стремление разработать новую синтетическую форму, органично сочетающую элементы зрелищного видеопоказа с вовлечением аудитории в научную дискуссию по поводу увиденного. Поэтому все информационные просмотры будут иметь черты конференции, семинаров, мастер-классов. Фестиваль состоит из отдельных тематических блоков, ориентированных на соответствующие профессиональные интересы.
В ходе 15 тематических семинаров и конкурса дебютов будут показаны 107 видеофильмов, представленных авторами всех континентов из 30 стран. Авторы фильмов, исследователи, преподаватели, студенты обсудят проблематику и наметят перспективы широкого использования идей и материалов визуальной антропологии в социокультурной практике: в научном исследовании, образовании, музейном деле и краеведении, в СМИ.