23 декабря 2005 года в Государственном Эрмитаже в цикле "Поднесение к Рождеству" открывается выставка "Вокруг квадрата", подготовленная Отделом "Музей фарфора" Государственного Эрмитажа при участии ОАО "Императорский фарфоровый завод". Экспозиция, насчитывающая около 250 изделий из фарфора и 15 эскизов, датируемых от 1918 до середины 1930-х годов, представляет уникальную коллекцию русского авангарда в его особом, не имеющим аналогов в мировом искусстве, фарфоровом облике.
"Мы представляем публике самую редкую часть коллекции - супрематический фарфор", - говорит директор Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровский. Наряду с супрематистами представлены и другие грани русского авангарда: работы Кандинского, Петрова-Водкина, Чехонина и других творческих лидеров революционной эпохи.
Этот проект - не только стремление представить искусство тех времен, но и демонстрация неиссякаемого творческого потенциала и профессионального мастерства современных художников.
Экспонируемые на выставке изделия отражают одну из самых ярких и загадочных страниц истории не только русского фарфора, но и мирового декоративно-прикладного искусства.
Выставка "Вокруг квадрата" посвящена необыкновенному периоду в истории искусства и дизайна ХХ века, представляя изделия из фарфора, создававшиеся после революции 1917 года на всемирно известном Государственном (бывшем Императорском) фарфоровом заводе в Петрограде.
Уникальная экспозиция знакомит с достижениями группы радикальных художников-авангардистов (футуристов, кубистов, и особенно - с абстрактным искусством художников-супрематистов из группы Казимира Малевича) в широком контексте русского агитационного фарфора.
Большинство экспонатов представлено из Музея фарфорового завода - нового отдела Государственного Эрмитажа, сформированного из исторической коллекции бывшего Ломоносовского фарфорового завода.
В изделиях из фарфора, несмотря на хрупкость этого материала и общепринятое представление о таких вещах, как о предметах роскоши, удалось исторически достоверно выразить настроение революционной эпохи, ярко и образно отобразить новаторские течения в искусстве тех лет.
Раздел "Супрематизм" содержит наибольшее количество экспонатов и является центральным. Впервые теория супрематизма с его лаконичной новой эстетикой нашла практический выход на Государственном фарфоровом заводе в Петрограде. Пластичность фарфора позволяла создавать и принципиально новые формы - "архитектоны" - пространственные супрематические композиции. В 1923 году на ГФЗ была выпущена партия супрематического фарфора Казимира Малевича и его учеников Николая Суетина и Ильи Чашника. Применение концептуальных идей супрематизма - искусства, сосредоточенного на абстрактных геометрических формах (квадрат, круг, крест), к художественному оформлению фарфора, явилось на редкость удачным сочетанием. На экспозиции также представлен чайник Казимира Малевича, напоминающий сложную геометрическую систему, и получашки, отразившие принцип "утилитарного совершенства вещи".
Императорский завод был реорганизован вскоре после Октябрьской революции 1917 года. В марте 1918 года завод был передан в ведомство Наркомпроса (Народного комиссариата просвещения), для производства фарфора "революционного по содержанию, совершенного по форме и безупречного по техническому исполнению". В 1918 году начальником художественного отдела завода был назначен художник, иллюстратор и оформитель Сергей Чехонин. Именно ему и был обязан своим появлением агитационный фарфор. Чехонин привлек к работе художников самых различных творческих направлений, ведущих представителей русского авангарда, таких как Натан Альтман, Иван Пуни, Владимир Лебедев, Александр Самохвалов и Кузьма Петров-Водкин, а также Михаил Адамович и Николай Лапшин. В конце 1922 года Сергея Чехонина на посту художественного директора сменил Николай Пунин - именно он и пригласил к сотрудничеству супрематистов Суетина и Чашника.
Находясь на службе у государства, эти художники и дизайнеры стали применять наглядный международный язык футуризма и кубизма для художественного оформления не расписанного фарфора, оставшегося в кладовых Императорского завода. Роспись, выражавшая явно пропагандистский характер, в ярких красках и смелых модернистских формах воспевала Советскую власть.
На экспозиции представлены также проектные рисунки для фарфора, которые, с одной стороны, позволяют сравнить авторский замысел и его воплощение в материале (работы М.М. Адамовича, Р.Ф. Фильде); с другой, дают представление о фарфоре, отсутствующем на выставке (эскизы В.В. Кандинского). Среди экспонируемых изделий большой интерес вызывают произведения современных художников фарфорового завода (ОАО "Императорский фарфоровый завод"), где существует большой интерес к наследию супрематистов и развиваются традиции суетинской школы: принципы формообразования, внимание к драгоценной белизне фарфора, выверенность в соотношении декора и формы.
Автор концепции традиционной Рождественской выставки - Т.В. Кудрявцева, возглавлявшая Отдел "Музей фарфоровый завод", Государственный Эрмитаж. Куратор выставки - Т.В. Кумзерова, хранитель коллекции 1920-1930-х годов, Отдел "Музей фарфоровый завод", Государственный Эрмитаж.
К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог, выпущенный издательством Государственного Эрмитажа. Авторы статей - Т.В. Кудрявцева и Т.В.Кумзерова. Каталог предваряют вступительные статьи М.Б. Пиотровского, директора Государственного Эрмитажа, и Г.В. Цветковой, Председателя Наблюдательного совета ОАО "Императорский фарфоровый завод".
Выставка "Вокруг квадрата" была показана в Выставочном центре Эрмитажа в Сомерсет Хаусе, Лондон, с ноября 2004 года по июль 2005 года, вызвав огромный интерес у посетителей.