25 декабря 2005 г. в доме-музее Павла Кузнецова, филиале Радищевского музея, в 16.00 откроется выставка "…колоколоколоколоколоколоколоколколоколоколоколоколоколоколоколоколо …"
С 2001 г. в Доме-музее Павла Кузнецова традиционно проходят Рождественские выставки. Начались они тотальной инсталляцией плюшевых медведей. Продолжились выставками "Свет звезды", "Ангел объектива". В прошлом году посетители увидели коллекцию разнообразных фонарей в проекте "Будет свет…". А в нынешнем году дом наполнится волшебным перезвоном многочисленных колокольчиков.
Это весьма символично, особенно если учитывать, что во времена детства Павла Кузнецова колокольный звон был одним из главных звуков этого места - сразу за Приваловым мостом находилась так называемая "Колоколка", колокольный завод Медведевой. И из окон дома можно было видеть специальную звонницу, на которую вывешивались вновь изготовленные колокола. И, разумеется, иногда подолгу слушать, как привередливые батюшки выбирают самые лучшие колокола для своей церкви.
В чём же загадка колокола? Откуда в нём столько притягательных свойств, столько чудесных сил обращенных к одушевлённой и неодушевлённой природе?
Колокол - это, прежде всего предмет церковный. Напутственный молитвой, колокольный звон уже не мог быть пуст и прост. Он утешал, прекращал бури и молнии, освящал своим звоном воздух и изгонял из него вредоносные силы.
На Руси о колоколах впервые упоминается в летописях 988 г. Они выполняли функцию передачи информации, возвещая время трудиться и отдыхать, время веселья и скорби. Пожар ли, внезапное нападение врага, бунт, или иная напасть - всех своим громким криком, резким, торопливым, сбивчивым поднимает на ноги набат. Буря ли, вьюга - далеко разносится окрест редкий, но несмолкающий охранный звон, указывая дорогу заблудившимся.
Типично русское явление - ямщицкие колокольчики. В конце ХVIII века в России учредили "образцовую почту". Но западный почтовый рожок не прижился на русской земле. Доподлинно неизвестно, кто первым прицепил на дугу почтовой тройки колокольчик, но случилось это приблизительно в 70-е гг. ХVIIIв. Первый центр производства таких колокольчиков был на Валдае.
В советские годы тысячи русских культовых колоколов были варварски уничтожены, а литьё их прекращено. 20-е годы ХХ в. стали последними и в истории колокольчиков: поддужных, пожарных, станционных… К счастью искусство колокольного литья и звона возрождается. А коллекционеры сохранили в своих собраниях колокольчики ямщицкие, свадебные, коридорные, бубенцы, ботала и ропотни.
А как велико разнообразие сувенирных колокольчиков - и не рассказать. Нет предела таланту и фантазии художника, мастера.