Программа "День рождения медведя", созданная сотрудниками отдела музейной педагогики, начиная с 2004 года, проводится ежегодно в течение февраля месяца. В первую субботу - для родителей с детьми, в остальные дни по предварительному заказу. В 2005 году программа стала финалистом конкурса детских музейных программ в рамках Фестиваля детских музейных программ в Санкт-Петербурге, где, к сожалению, не заняла призового места, но была особо отмечена жюри.
Медведи - милые друзья детства. Жители северного полушария начинают знакомиться с ними с раннего возраста. Плюшевые, резиновые, пластмассовые и мыльные они были и остаются любимыми игрушками наших детей. Кувырканье медвежат и медведей в руках скоморохов, в цирках и зоопарках всегда привлекали и привлекают большое число и юных и взрослых зрителей. Фигурки зверей, вырезанные из дерева, кости, камня, оттиснутые на монетах, гербах, на протяжении тысячелетий служили у многих племён и народов особыми амулетами, символами мощи и власти.
В центре всей нашей маленькой праздничной вселенной - МЕДВЕДЬ. Это и экспонат в витрине отдела природы - грозный житель и самое сильное животное тверского леса. И маленький, не более полу килограмма весом, новорождённый медвежонок-сиротка из видеофильма, снятого на "медвежьей ферме". И плюшевый медвежонок - лучший друг детства или гордость семейной коллекции. И созвездие Большой и Малой Медведицы на карте звёздного неба в той части экспозиции, которая посвящена космосу. И тот виртуальный медвежонок, который оставил разноцветные отпечатки своих лап в экспозиции музея, подсказывая тем самым ответы на "трудные" вопросы игры-путешествия "Где мишка наследил". Это, наконец, герой всех портретов, нарисованных юными художниками в творческой мастерской.
Первую часть нашего праздника мы условно назвали "Жизнь бурого медведя" (у витрины с бурым медведем).
Это собственно та единственная часть праздника, которая напоминает привычную музейную экскурсию, в основе которой лежит вопросно-ответный метод подачи информации. Музейный экспонат даёт возможность соединить имеющиеся у детей представления и знания о предмете разговора с реальным животным, его внешним видом и образом жизни.
Дошкольники, в основном, черпают свои знания в сказках, детских стихах и рассказах. Там медведь косолап, неуклюж, глуповат, он - лакомка, соня и сосёт лапу. Мы с удовольствием все вместе на четвереньках изображаем его косолапость и убеждаемся, что медведь действительно ставит лапы пальцами немного вовнутрь. Рассматриваем праздничное угощение: банку с малиновым вареньем, большую корчагу с мёдом, и, на радость мамам, узнаём, что главная еда для медведя всё-таки не сладости, а сочные стебли растений, ягоды и овёс (большой глиняный горшок с "Геркулесом"). Нам кажется, что дети радуются тому, что медведь на самом деле умен и очень ловок.
Вторая часть праздника "Рождение и воспитание маленьких медвежат" (в зале экологии, просмотр с комментариями видео сюжета с медвежьей фермы)
Основной методический приём этой части программы мы бы назвали методом эмоционального погружения, по аналогии с методом исторического погружения, настолько непосредственно, живо, и эмоционально дети сопереживают всему тому, что происходит на экране телевизора. Участники программы имеют возможность понять и оценить всю сложность задач, которые решают учёные, выращивая медвежат-сирот не для зоопарка, цирка и забавы, а для дальнейшей жизни в дикой природе. Видео сюжет помогает нам говорить об ответственности человека за судьбу диких животных, о границах его вмешательства в законы природы и последствиях за их нарушение.
Часть 3 - интерактивная игра-путешествие "Где мишка наследил?"
Дети с путеводителями в руках путешествуют по залам музея, ориентируясь по разноцветным отпечаткам медвежьей лапы и отвечая на вопросы.
Задача музейного педагога помочь детям сориентироваться и дать правильные ответы. Если дети пришли с родителями, важно, чтобы состоялся диалог между мамой, папой и ребёнком, чтобы они вместе искали ответы на вопросы. Для детей 4-5-х классов возможен элемент соревнования, тогда по окончании путешествия нужно подвести итоги.
По возвращении путешественники отведают чистой воды из "медвежьего источника". ("Медвежий источник" - маленький декоративный комнатный фонтанчик, а вода - йодированная питьевая вода, которая выпускается спонсором детских программ ТГОМ). С детьми школьного возраста мы подводим итоги путешествия в форме викторины, содержащей вопросы путеводителя и материалов экскурсии, а с малышами устраиваем театрализацию сказки "Теремок".
Четвёртая часть программы - выставка-экспромт "Всё равно его не брошу…"
Пока дети с родителями путешествовали по экспозиции, музейные педагоги развернули небольшую выставку плюшевых медведей из фондов музея и личных коллекций. На её фоне дети услышали небольшую "Историю плюшевого мишки".
Участники праздника пришли в музей со своими игрушками, это было оговорено в афишах, ведь так логично прийти на праздник, тем более на день рождения, с другом, поэтому приглашение музейного педагога поиграть в экспозиционеров, дополнив выставку своими игрушками, не было неожиданностью. Дети должны были усадить, т.е. поместить экспонат в витрине, сделать к нему этикетку и, как экскурсовод, рассказать о нем. Некоторые дети, и мы на это надеялись, пришли на праздник с игрушками своих мам и даже бабушек, поэтому им было, что поведать о своём любимце. Историю друга и этикетку детям также помогали сочинять взрослые. Ещё один трогательный случай - клетчатый медвежонок, которого мама сшила специально для этого праздника, потому что другой игрушки, по словам учителя, в доме не было.
Праздник заканчивается в живописной мастерской, где дети и желающие взрослые красками рисуют "Портрет Потапыча", медведя из дикой природы или любимую игрушку. Этот портрет они могут оставить в музее или забрать с собой на память о празднике.