Мне кажется, что настоящее большое кино не опирается на теорию. Все что пишется о некрореализме, о Юфите мне кажется игрой ума и не больше. Сам Юфит свою родословную ведет от великого немецкого режиссера Фридриха Мурнау. Юфит вышел из немецкого романтизма, грубо говоря. Это иррациональная, темная, глубинная стихия.
Я помню поразительные вечера в "Спартаке", когда мы показывали авангардное кино 20-х годов, и на первом ряду сидели все члены группы некрореалистов. Причем, все они смотрели "Три песни о Ленине" Дзиги Вертова. Это была настоящая романтика. Это были люди, которые шли не впереди эпохи, а люди, которые восстанавливали традицию. Юфит - глубочайший традиционалист, с одной стороны, с опорой на культуру немецкого романтизма XIX века, с другой стороны, - на советский авангард 20-х годов. Эти забытые современной культурой тенденции, соединившись, дали такой феномен, как кинематограф Евгения Юфита.
Юфит - это единственный, на мой взгляд, новатор в кинематографе России. Человек, который занимает принципиально консервативную позицию. И эта его принципиально консервативная позиция совпадает с базовой сущностью кинематографа. Ибо кинематограф - это не компьютерные эффекты, это не анимация, не виртуальная реальность. Это именно сосредоточенность на реальности. Юфит - человек, который показывает внутреннюю сторону реальности. И поэтому его картины окажутся бессмертными. Идет время, и все больше и больше мы понимаем, что это истинная классика современного российского кинематографа.
Я знаю место, где живет Евгений Юфит - это Рижский проспект. Поразительное, сумеречное, очень красивое место Петербурга. И натуру для фильма "Папа, умер Дед Мороз" Юфит снимал именно там. Когда они притащили камеру и стали снимать канал, который виден из окна дома Жени, все удивились: "Почему ты снимаешь то, что у тебя находится перед глазами, а не ищешь?" Он сказал: "Так я это место, где поселиться, искал всю жизнь. Я уже давно его нашел и буду снимать только эти сумеречные городские пространства".
Мне очень нравятся кадры из фильма "Убитые молнией" где мы видим рябь воды и маленькую девочку как воплощение городской души, она идет мимо набережной и долго смотрит в таинственную воду. Мне кажется, что Юфит - это не городской хулиган и не городской сумасшедший, как его представляли в годы перестройки. А это сумеречный, метафизичный и очень нежный художник. Мы показывали картины Юфита в городах России. И сейчас в киноклубах к ним абсолютно такое же отношение, какое было в годы застоя к работам Тарковского. Да, Юфит - это человек, который постепенно занимает то место в кино, которое раньше занимал Андрей Тарковский. (Из беседы с Д. Волчеком на радио "Свобода", 2004. Автор - Олег Ковалов) НЕКРОРЕАЛИЗМ. НАЧАЛО. Отрывок из беседы с Евгением Юфитом, которая состоялась, когда режиссер еще только-только приступил к написанию сценария фильм "Прямохождение". Юфит отвечал на вопросы Инны Колосовой и Милены Мусиной.
Евгений Юфит: Как все начиналось? В начале 80-х я и мои друзья увлеклись постановочной фотографией. Мы разыгрывали какие-то сюжеты, связанные с социальным гротеском, и утрировали их в сторону черного юмора с элементами насилия, психопатологии, различного рода травматизма. Но в какой-то момент мне показалось, что эта наша затея исчерпана. Мне захотелось временного измерения, я начал ощущать потребность развить эти сюжеты в кино.
Первые мои пробы были сделаны на 16 мм пленке, по-моему, в 83-ем году, эти кадры потом вошли в фильм "Лесоруб". А первый свой цельный, завершенный фильм я снял в 84-ом году весной. Это тоже был, по сути, хэппенинг. Сюжет развивался как бы сам по себе, не было идеи, не было даже какого-то замысла. Мы поехали на электричке за город. У кого-то в нашей компании была матросская майка, у кого-то пила, у кого-то бескозырка, и я предложил одеть кому-нибудь это все и выйти из поезда. Человек вышел, я снял это, человек шел дальше, я снимал. И так шаг за шагом, сам собой сюжет развивался. Дальше у кого-то нашлись белые халаты (это все было для фотосъемок приготовлено), я предложил: "Ну, наденьте и бегите за ним". Возникла линия преследования, абсурдистская такая ситуация: моряк уходит в лес, а за ним бегут какие-то санитары. Вот так совершенно спорадически появился мой первый фильм "Санитары-оборотни". И я понял, что кино снимать достаточно просто и интересно. Главное - весело. Ну, и пошло-поехало. (Полную версию беседы с Евгением Юфитом можно прочесть на сайте клуба "Синефантом": www.cinefantom.ru )