Культурный, научный и информационный центр Венгерской Республики в Москве организовал юбилейный вечер, посвященный 100-летию музыкального шедевра - оперетты Франца Легара "Веселая вдова". Мировая премьера ее состоялась в Вене на сцене старейшего Театра ан дер Вин 30 декабря 1905 г. Уже через полгода в русской прессе о ней появились первые отклики, а в 23 сентября 1906 года состоялась первая русская премьера "Веселой вдовы" в Санкт-Петербурге, в театре "Пассаж". Через неделю там же в Санкт-Петербурге, в Зимнем Буффе - вторая премьера. И с тех пор поколения зрителей и артистов неразлучны с ее героями: вдовой миллионера Ганной Главари, за состоянием которой по сюжету все охотятся, и весельчаком графом Данило, который влюблен в прелестную женщину, а не в ее миллионы.
В 1912 году композитор приезжал в Санкт-Петербург и дирижировал в театре "Пассаж" постановкой своей оперетты "Ева", пресса уделяла в те дни его визиту заметное внимание. Деятели русского музыкального театра не раз навещали самого Легара в его доме в Вене. Известна его поздравительная телеграмма Свердловскому театру музыкальной комедии по случаю там премьеры его оперетты "Паганини" в марте 1941 года. Одним из открытий неизвестного Легара стала постановка его единственной детской оперетты-феерии "Петер и Пауль едут в сказочную страну", поставленной несколько лет назад в Краснодаре. За свою долгую творческую жизнь композитор создал около тридцати сочинений для сцены, из них половина названий входила в репертуар отечественного театра. Но ни одно музыкальное сочинение в жанре оперетты не может поныне сравниться по своей популярности с "Веселой вдовой", она стабильно держит репертуарные рейтинги, количество ее постановок по всему миру - от Японии но Нового Света астрономическое и перевалило за миллион. Ошеломляющая по своей красоте музыка оперетты записана практически всеми ведущими мировыми симфоническими оркестрами-грандами под управлением первых дирижеров планеты, в их числе Герберт фон Караян, Бруно Вальтер, Курт Фуртвенглер; исполнена всеми оперными примадоннами ХХ века, среди них - Джоан Сазерленд, Элизабет Шварцкопф, Монтсеррат Кабалье, Елена Образцова, Шерил Стьюдер.
Как сказал корр. ИТАР-ТАСС доктор Иван Хорват из Венгерского культурного центра: "У нас не было сомнений, что 100-летие "Веселой вдовы" найдет отклик в России. Здесь по-прежнему, как и в Венгрии, любят настоящую оперетту и день рождения такой "знатной дамы" вполне достойный повод собраться вместе. На вечер, который состоится 15 декабря, прибыла фотовыставка из фондов Государственный музей и институт истории театра Венгерской Республики, ее назвали "Франц Легар на венгерской сцене". Присланные из Будапешта архивные фотографии впервые экспонируются в России и представляют большой научный интерес. На них запечатлены фрагменты первых именно венгерских постановок Легара, о которых в России знают очень мало. Это премьеры в Венгерском театре Будапешта, Кирай-театре и Театре оперетты столицы. В экспозицию вошли сцены из спектаклей: "Решетник" (постановка 1903), "Веселая вдова" (1906), "Троеженец" (1908), "Цыганская любовь", "Граф Люксембург" (обе - 1910), "Ева" (1912), "Там, где жаворонок поет" (1918), "Голубая мазурка" (1921) и "Три грации" (1923). За свою историю оперетта звучала на десятках языков, завтра ее споют по-русски солисты театра "Московская оперетта" - Елена Ионова, Дмитрий Шумейко, Валерий Исляйкин, Владимир Родин. Слово о Франце Легаре - театральный критик Александр Колесников".