С 5 по 24 ноября 2005 года Центральный Дом художника представляет выставку "Большие надежды. Возвращенные коллекции советской живописи 30-х - 80-х годов" в рамках "Проекта С.С.С.Р.". Зал № 14б.
Теория социалистического реализма формулировалась как требование "верного" изображения реальности "в ее революционном развитии", то есть с априорно позитивным отношением к Социалистической революции. Социалистический реализм программно провозглашал взятие лучшего из всех культур, как в области формы, так и в области содержания. Соцреализм определялся только как метод, его эстетические амбиции состояли в преодолении в искусстве всех возможных отчуждений. Целью соцреализма оставалось непосредственное проецирование образа новой реальности прямо в сознание зрителя неким чудесным образом. Работы, ярче всего тематизирующие эту чудесность, и являются соцреалистическими шедеврами. В своем развитии соцреализм эволюционировал в сторону все большей стертости приема. Этот язык имел несколько разновидностей. Одним из решений был необарочный иллюзионизм, построенный на эффекте "чудесного" присутствия.
В экспозиции представлены работы авторов, хорошо известных знатокам и ценителям искусства: портреты, пейзажи, сцены из сельской жизни и жизни простых советских людей, живописные полотна, посвященные военной тематике Г.Г.Королева, Н.А.Сергеевой, А.А.Прокопенко, Б.А.Такке, Н.Ф.Денисовского, П.В.Судакова, Б.С.Жаркова, М.Манюкова, С.Г.Григорьева, Ю.П.Кугач.
Особое внимание хотелось бы уделить уникальной картине Вениамина Вениаминовича Кремера "Большие надежды" (1947).
Сюжет работы посвящен легендарному участию СССР в Международной выставке в Нью-Йорке 1939 года. Выставка проводилась под девизом "Мир завтрашнего дня". Каждая страна-участница экспонатами должна была раскрыть девиз сообразно своему общественному строю и экономическим возможностям. Советская экспозиция была разработана на тему: "Будущее принадлежит социализму". В советском павильоне были широко показаны достижения народов СССР в выполнении пятилетних планов. Изюминкой экспозиции был фрагмент станции Московского метрополитена "Маяковская" в натуральную величину.
Картина раскрывает внутреннее убранство первого зала, в котором находилось огромное (10х16,5 метров) живописное панно Василия Ефанова и бригады художников "Знатные люди Страны Советов". По бокам от панно расположены две скульптуры С.Д.Меркулова "Ленин" и "Сталин". В дальнем зале виднеется карта СССР, сделанная из самоцветов и драгоценных камней, выполненная Юрием Пименовым с бригадой, которая служила фоном для модели Дворца Советов, поддерживая иллюзию реальности этой уже тогда мифической постройки.
Вениамин Вениаминович Кремер имел непосредственное отношение к нью-йоркской выставке - он был главным художником павильона СССР. Данная картина была написана им по воспоминаниям и на богатом этюдном материале, который он привез из Нью-Йорка.
Кремер В.В. представляет ленинградский круг художников, в юношеские годы он жил в Царском Селе. Систематического художественного образования он не получил и пользовался советами одного из замечательного педагогов петербургской Императорской Академии художеств П.П.Чистякова (1832-1919), дружил и работал вместе с художником К.И.Рождественским.