3 ноября в корпусе Бенуа Государственного Русского музея открывается выставка произведений одного из самых выдающихся живописцев и рисовальщиков России за всю историю ее культуры - Валентина Серова. В 2005 году исполнилось 140 лет со дня рождения мастера. Экспозиция включает около 100 рисунков 25 живописных произведений, 24 гравюры из собрания ГРМ.
Экспозиция сделана на материале богатейшей коллекции работ Серова в Русском музее, с акцентом на рисунок и гравюру. Эта часть собрания, высоко ценимая знатоками и любителями графики, сравнительно мало знакома широким кругам посетителей музея, поскольку из-за хрупкости материала (бумаги) и опасности выцветания водяных красок достаточно редко экспонируется на временных выставках и в постоянной экспозиции музея.
Одним из сюрпризов выставки является занавес к балету "Шехеразада", любезно предоставленный на выставку Г.П.Вишневской и М.Л.Ростроповичем. Шедевр изобразительного искусства экспонируется в России впервые с момента его создания в 1911 году.
Валентин Александрович Серов - родился в семье композиторов А.Н.Серова и В.С.Серовой. Редкая наблюдательность и способности к рисованию пробудились у мальчика рано, а условия, в которых он рос, благоприятствовали развитию дарования. Особенно юному Вале нравилось рисовать коней, любовь к изображению этих животных он пронес через всю свою жизнь. Сначала Серов учился у немецкого художника-офортиста А.Кёппинга, затем его учителем стал И.Е.Репин, которому, по совету М.М.Антокольского, показывала рисунки сына мать художника. Два года Серов, 8 - 9-летним мальчиком, занимался рисованием и живописью под руководством великого мастера в Париже (в 1874-1875) и мастерской великого художника в Москве (готовиться к поступлению в Академию художеств).
В 1880 году Валентин Серов поступает в Императорскую Академию художеств, к прославленному П.П.Чистякову, а также продолжает посещать мастерскую Репина. Получив от Академии малую серебряную медаль за этюд с натуры, Серов с разочарованием оставил это заведение в 1884 г. и, переехав в Москву, принялся работать самостоятельно, все более и более совершенствуясь в различных жанрах живописи, преимущественно в портретном.
Большое значение в формировании художественных взглядов Серова имела его жизнь в Абрамцеве и Домотканове. В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой "Девочка с персиками" (1887), портрет М.Я.Симонович ("Девушка, освещенная солнцем") и пейзаж "Заросший пруд. Домотканово" (оба - ГТГ). На конкурсе Московского Общества любителей художеств (МОЛХ) за холст "Девочка с персиками" Серов получил Первую премию, а известный коллекционер П.М.Третьяков приобрел полотно "Девушка, освещенная солнцем".
В 1887 году Серов женился на молодой учительнице Ольге Федоровне Трубниковой, воспитаннице его родственников Симоновичей. Семья была большой и дружной. Детей В.А.Серов любил нежно и с удовольствием писал их. Портрет-картина "Дети" (1899, ГРМ), где изображены сыновья художника Юра и Саша привлекает лиричностью и тонким постижением детского характера.
Широкая известность портретиста принесла Серову многочисленные заказы на исполнение парадных "великосветских" портретов. В 1900 - 1903 годах он работал в Архангельском над портретами членов семьи князей Юсуповых: З.Н.Юсуповой, Ф.Ф. Юсупова-отца, Ф.Ф. и Н.Ф.Юсуповых, (все в ГРМ).
Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и жизни художника. В альбоме художника появилась картина, исполненная темперой, "Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?" (1905, ГРМ).
В 1897-1909 преподавал в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВ). Среди его учеников - П.В.Кузнецов, Н.Н. Сапунов, М.С.Сарьян, К.С.Петров-Водкин, Н.П.Ульянов, К.Ф.Юон.
На рубеже 1890-1900 годов художник обращается к прошлому русской истории. Появляется цикл карандашных рисунков, гуашей, акварелей, картин темперой, маслом. Небольшие композиции кажутся необычайно жизненными, будто написаны с натуры ("Выезд на охоту Петра II и Елизаветы Петровны", 1900, ГРМ).
В мае 1907 года Серов едет в Грецию. В античной классике художник восхищен декоративностью памятников, их соразмерностью. Он стремится воплотить увиденное и передать существо легендарной истории, красоту мифологии Эллады. Художник создает ряд вариантов "Одиссея и Навзикаи" (1910, ГТГ, ГРМ).
Не менее интересна работа В.А.Серова в театре. Интересом к монументальному и декоративному искусству было вызвано особое решение портрета танцовщицы Иды Рубинштейн (1910, ГРМ). Примерно с в то же время появившиеся эскизы художника к постановке оперы "Юдифь" А.Н.Серова (Мариинский театр, 1907) стали классикой отечественной театральной живописи. Большой успех имел в Париже и в Лондоне. занавес к балету "Шахерезада", который был создан для Русских балетных сезонов С.П.Дягилева в Париже.В нем отразился присущий дягилевской антрепризе дух новаторства, ошеломившего театральный Париж.
Умер Валентин Серов в возрасте сорока шести лет от приступа стенокардии рано утром 22 ноября 1911 года, когда спешил на портретный сеанс к Щербатовым.
Русский музей обладает важной - по размерам и по качеству - частью творческого наследия Серова. Здесь хранится 359 его произведений, в том числе 56 картин, 266 рисунков, 35 гравюр, 2 скульптуры (бронза и фарфор), отразивших многообразие поисков мастера в течение трех с половиной десятилетий его деятельности. К бесценным сокровищам музея также принадлежат хранящиеся в отделе рукописей около пятидесяти писем, телеграмм, открыток Валентина Серова, представляющие мысли художника по различным вопросам художественной и общественной жизни страны.
Состав выставки полностью соответствует каталогу, выпущенному издательством "Palace editions". Русский музей сердечно благодарит Галину Павловну Вишневскую и Мстислава Леопольдовича Ростроповича за щедрый дар - возможность представить на выставке знаменитый занавес к балету "Шехеразада", ранее известный искусствоведам и любителям искусства только по восторженным откликам современников Серова и упоминаниям в мемуарах.