С 20 ноября по 20 декабря 2005 года Волгоградский музей изобразительных искусств представляют выставку "Убор драгоценный, красоты венец". Выставка русских женских головных уборов и платков из собрания Музея традиционной культуры "Оберегъ" (г. Саратов).
На выставке представлены подлинные традиционные головные уборы русских крестьянок кон. XVIII - нач. XX веков, собранные в экспедициях по Архангельской, Вологодской, Воронежской, Белгородской, Курской, Калужской, Пензенской, Нижегородской, Саратовской и Волгоградской областям.
Головной убор являлся важнейшей частью народной одежды. Он не только завершал ансамбль костюма, был главным его украшением и, чаще всего, наиболее дорогой его частью. Головной убор свидетельствовал о семейном положении крестьянки, ее социальном статусе, достатке. В обычаях, связанных с женскими головными уборами, наиболее ярко отразились поверья славян и их представления об устройстве мира.
Существенно различались головные уборы девушек и замужних женщин. К девичьим головным уборам относится старейший экспонат выставки - головодец кон. XVIII века из Вельского уезда Архангельской губернии, коруна из Курской губернии, свадебная повязка Саратовской губернии украшена золотным галуном и шитьем речным жемчугом. Девушки заплетали волосы в одну косу, украшая ее специальными украшениями - косниками.
Три основных типа русских женских головных уборов носят названия, напоминающие о птицах: кокошник (от "кокошь" - курица), кичка (от "кика" - утка) и сорока. Это не случайно, ведь народный костюм в целом осмыслялся как модель мироздания, где головной убор соответствовал небесной сфере, населенной райскими птицами.
Южнорусские сороки состоят из нескольких частей. На выставке представлены различные типы сорок из Нижегородской и Воронежской губерний. Особый интерес представляет сорока с позатыленем середины XIX века из Суджанского уезда Курской области, украшенная золотным шитьем.
Кокошники являлись характерным убором крестьянок северных губерний. Исключением можно считать однодворческий шлемовидный кокошник, существовавший на юге страны в окружении сорок и кичек. Среди экспонатов - кокошник такого типа из Воронежской губернии. На севере кокошник развился в такие головные уборы как самшура, сборник, борушка, имевшие вид округлых шапочек из дорогих парчевых тканей, украшенных вышивкой золотными нитями. На выставке представлены головные уборы этой группы из Архангельской и Вологодской губерний.
К концу XIX века архаичные головные уборы сохранялись лишь как праздничные, чаще всего - свадебные. Их заменили более простые в изготовлении повойники - мягкие головные уборы из ткани, носимые под платком. Носили их повсеместно - и на севере, и на юге. Примерами могут служить повойники Калужской и Саратовской губерний.
Обязательная часть русского костюма - платок. На выставке представлены шерстяные, ситцевые и шелковые платки и шали различных российских заводов конца XIX - начала ХХ веков. Помимо отдельных головных уборов на выставке демонстрируются несколько полных комплексов костюмов разных регионов России.