16 ноября в 18.30 Галерея на Солянке приглашает на открытие выставки "Вокальные параллели" Рустама Хамдамова (графика/акварель/фильм). Выставка работает с 17 по 27 ноября 2005 года.
Выставка "Вокальные параллели" в рамках фестиваля "Владимир Спиваков приглашает…" выступает в двух видах : дуэт и соло. Дуэт - в ее соединении с III Международным музыкальным фестивалем, где Рустам Хамдамов принимает участие одновременно как художник и как режиссер (в программе фестиваля - также демонстрация нового, только что смонтированного фильма "Вокальные параллели"). А соло Рустама Хамдамова в данном случае - в особом, отдельном значении выставки, которая вполне способна существовать и вне рамок фестиваля.
Российская публика получит возможность ознакомиться не только с кинематографией Хамдамова, но и с его рисунками, графикой и костюмами. Многие работы Хамдамова хранятся в собрании Третьяковской галереи, в музее коллекционера Нортона Доджа, в крупных частных коллекциях в России и за ее пределами. Место его рисункам нашлось даже в доме великого итальянского режиссера Лукино Висконти.
В экспозиции представлены 80 акварелей Хамдамова, выполненных с 1998 по 2005 год, 20 графических работ под общим названием "Дизайн", эскизы платьев, заказанные такими всемирно известными дизайнерами, как Криция, Армани, Ив Сен-Лоран, Готье с 1975 по 1995 годы, эскиз костюма Нины Заречной для спектакля "Чайка" Андрея Кончаловского.
Независимо от того, что рисует Хамдамов - моду или нечто из мира своих собственных фантазий, - стоит ему лишь провести линию карандашом, кистью или фломастером, как весь лист под его рукой мгновенно становится живым, подвижным, объемным. Его образы напоминают старинный китайский иероглиф. Они - суть форма, понятие, поэзия и абстракция. Они рождают музыку и поэзию. Они бесплотны, метафизичны и чувственны до эротизма.
Вокальные параллели Хамдамова бесчисленны. Его "клоунессы" в сладком сне грезят о "Баронессе Икскуль" Репина. Девушкам в кокошниках снится Врубель, а кистям винограда - Пуссен. Но они словно отделились, отдалились, стали совершенно другими, новыми текстами. На первый взгляд, в творчестве Хамдамова повторяются одни и те же мотивы. Клоунессы с тонкими талиями в острых колпачках; девушки в круглых шляпах; коротко стриженные мальчики - стильные, в шляпах и рубашках-апаш; невиданной красоты и утонченности модели. Ню, натюрморты с кружкой, мячи, виноградные кисти… Но этот узкий спектр мотивов расцветает в невообразимом разнообразии изобразительных решений. Цветные и монохромные пятна, падающие произвольно, импульсивно, массами, аккордами, которые то прерывают, то подчеркивают мелодию линии...
Прихотливость и бесконечность в расположении мячей, туфель, винограда, бутылок, ремней на теле, шляп на несуществующих лицах. Это все - послания, которые мы, зрители, воспринимаем через красоту и содержательность изображения, как музыку или поэзию. Как миражи.
Рисунки Хамдамова звучат, словно голос Художника. Он - уникальный стилист и легко узнаваем по первым звукам своего голоса - линии на листе бумаги. Хамдамов создал свой стиль, а в этом и заключается примета истинного творца. Когда вглядываешься в сложные переплетения его рисунков, невозможно поверить, что профессии художника он никогда не обучался.
Увлечение Хамдамова графикой или живописью на разных этапах жизненного пути соответствует периодам исканий и в кинематографе. Но как создать такое пространство, где были бы синтезированы все возможности уникального художественного явления, имя которому Рустам Хамдамов? Где все параллели вдруг сошлись в пучок цвето-линейной пластичности музыкальных форм. Но, возможно, такое соединение и не должно быть слиянием, а именно тем параллельным движением, которое предлагает фестиваль Владимира Спивакова?