Елагиноостровский дворец-музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII - начала XX вв. приглашает в выставочные залы Конюшенного корпуса 14 сентября в 17.00 на открытие выставки "Осень вновь" (текстиль, стекло, мебель). Выставка будет работать с 14 сентября по 30 октября 2005 г.
Текстиль - Елена Одинцова, Зоя Ленденская-Большакова, Татьяна Петрова, Наталья Меншуткина, Инна Губина, Екатерина Коровина, Александра Котельникова, Ника Куковицкая; Стекло - Ирина Павлова; куклы - Марина Апрышкина; Объекты - мебельная корпорация Dream Lake.
Осень вновь, опять чаруя,/ Красит мне мое житье,/ Не пойму, за что люблю я,/ Но люблю, люблю ее. (Шандор Петёфи, перевод Бориса Пастернака)
Выпускников "Мухи", некогда Училища технического рисования Барона Штиглица, затем - Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.И.Мухиной, а ныне - Санкт-Петербургской высшей художественно-промышленной академии, - можно встретить везде. Это преподаватели высших и средних учебных заведений, арт-директоры модных клубов, известные промоутеры, креативные директоры рекламных агентств, журналисты, сценаристы, архитекторы, модные фотографы, и, прежде всего, художники, безошибочно чувствующие и лихо трансформирующие форму, фактуру, цвет, семантику любой окружающей их среды.
Обучение в "Мухе" всегда давало прогрессивное образование и, возможно, даже слишком широкие взгляды в искусстве, противопоставляя их классическому академическому образованию Академии художеств. Студенты "Мухи" преобразовывали все - начиная от чайников с утюгами, заканчивая архитектурными комплексами и военной техникой. Имя этому виду деятельности пришло с Запада и на волне перестройки стало обще(всуе)употребимым - дизайн. Справка: Дизайн (от англ. design - проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок) - термин, обозначающий новый вид деятельности по проектированию предметного мира. Дизайн возник в начале 20 века как реакция на стихийное формирование визуальных и функциональных свойств предметной среды. Дизайн разрабатывает образцы её рационального построения, соответствующие сложному функционированию современного общества.
Конец 1980-х - начало 1990-х - время, когда формировались творческие принципы участвующих в нынешней выставке художников, отличалось одним крайне любопытным явлением - борьбой между крепкой советской школой декоративно-прикладного и монументального искусства с западными дизайнерскими тенденциями и contemporary art. Проще, эстетической борьбой скульптур Мухиной и башни Татлина с Центром Жоржа Помпиду и "Писсуаром" Марселя Дюшана. Борьбой между традициями советского авангарда, сохраненными в нашей стране, с совсем еще недавно странным для нас современным положением мирового искусства. Суть противостояния заключалась в том, что в прежние века и в советский период действующим лицом искусства являлся сам художник, а объектом - его произведения. Ныне - действующими лицами современного искусства являются кураторы выставок, арт-критики, директоры музеев, владельцы частных собраний, художник же вместе со своими произведениями, жизнью, рабочим временем, производительностью и художественными жестами является не более, чем объектом искусства.
Отечественное художественное пространство, с любопытством приняло эту общемировую тенденцию и стало играть по ее правилам. Отечественное искусство, таким образом, приобрело знаковость, требующую расшифровки соответствующими специалистами, без которых рядовой зритель не способен разобраться, что - к чему. Повысилась роль дизайна, одновременно с этим ушла в небытие роль декоративно-прикладного искусства в понимании его, как самостоятельного направления в искусстве. Очень показательно эти тенденции отразились на ситуации в "Мухе". В этом признаются все участники нынешней выставки, художники ДПИ, выпускники факультетов интерьера и декоративно-прикладного искусства. Кафедры текстиля и керамики, на которые они поступали, общепризнанно были самыми престижными, попасть туда было сверхсложно. Кафедры дизайна и промышленной графики были самыми простыми для поступления, но именно в момент обучения и выпуска потока 1992 года произошли кардинальные перемены - дизайн стал высокоприбыльной профессией, а ДПИ ушло в тень. Как работали художники в своей профессии эти 13 лет, мы узнаем на открытии выставки, ведь многие из участников не виделись с момента выпуска. Но также ясно и то, что постепенно ДПИ реабилитируется в своих правах, становясь неким элитным подразделением дизайна, эксклюзивным искусством, обращенным напрямую к зрителю и владельцу произведения коративно-прикладного искусства. Ибо именно в этих произведениях, как нигде, человек чувствует живую энергетику, вложенную в них художником, теплую, таинственную или строгую фактуру материала, удивительное, неповторяемое чувство цвета, монументальность, или, напротив, изысканность образов. Ars longa, vita brevis - выставленное на нынешней экспозиции обращается напрямую к зрителю, убирая толкователей произведений, и, будучи интересно в своей неповторимости, желает затронуть скорее чувства, нежели интеллект.
Специально для этой выставки, подчеркивая эксклюзивность визуального ряда, в качестве объемных объектов были подобраны образцы дизайнерской мебели, любезно предоставленной мебельной корпорацией Dream Lake.