В конце нынешнего лета многие завсегдатаи галереи "Ковчег" получили из-за границы письма следующего содержания (что же делать, если русская клавиатура не всегда под рукой) - с красивыми марками и наклейками международной авиапочты на конвертах:
Zdravstvuj, dalekij drug! Esli v nyneshnem sentyabre budesh' proezdom v Moskve, nepremenno zaglyani v galereyu Kovcheg na vernisazh: 14 chisla tam otkryvaetsya vystavka "Chuzhie goroda". Gostej zhdut k 6 vechera. Eto, kstati, otkrytie XVIII sezona v Kovchege. Do vstrechi. Tvoi.
Раньше писали от руки. Один из участников нынешней экспозиции, известный гравер Алексей Кравченко в свое время сообщал: "Нью-Йорк грандиозен. Ночами глубокие тени от гигантов домов, и нежным светом освещены вершины этих осуществленных Вавилонских башен". В 1929-м Всероссийское общество культурной связи с заграницей (ВОКС) и Наркомвнешторг командировали Кравченко представлять отечественное искусство на нью-йоркской промышленной выставке; находясь в США, художник немало рисовал и даже получил заказ от американского издателя на серию графических видов Нью-Йорка. Эти американские пейзажи Кравченко - одни из наиболее ранних в экспозиции, если не считать парижских акварельных миниатюр Александра Шевченко, датированных 1906 годом.
В 1935-м, в год утверждения сталинского генплана реконструкции Москвы, архитектор Алексей Щусев не только занимался застройкой Смоленской и Ростовской набережных, но и поучаствовал в конкурсе проектов моста через бухту Золотой Рог в далеком Стамбуле. Один из экспонатов - эскиз этого моста, выполненный Щусевым в содружестве с Евгением Лансере. "Попадая за границу, советский архитектор невольно начинает изучать архитектуру и строительство европейских городов", - писал Щусев. Впрочем, пафос выставки - не архитектурно-этнографический. Просто у искусства есть не только история, но и встроенная в нее география.
Каждый художник внутри истории искусств имеет четкую "прописку". Есть авторы московские, питерские, парижские… Иногда адрес меняется в течение жизни (можно, например, уехать из Витебска в Москву, потом - в Париж), но у любого художника есть родной город, или несколько таких. Однако ведь есть еще и чужие города, куда заносит судьба, - далекие и не очень понятные, из которых художник обычно привозит работы, интересные именно свежим взглядом чужестранца. Оттуда - издалека - приезжают пейзажи, виды, ведуты, написанные той же рукой, что привыкла отображать родные улицы и закоулки.
В начале своего XVIII выставочного сезона, что одновременно является концом сезона отпусков и туристических поездок, "Ковчег" решил обратиться к опыту внимательных путешественников, оставлявших свои впечатления на бумаге и холсте. Выставка представляет московских авторов разных поколений, многие из которых немало сил положили на запечатление жизни и топографии российской столицы. Есть тут и персонажи широко известные как сугубо московские пейзажисты. Но из всего ряда их работ внимание устроителей на сей раз было приковано именно к жанру рисования "на чужбине". Предпочтение отдавалось развернутым и прочувствованным сериям. Любопытно было посмотреть, как традиции отечественного искусства работают в сочетании с нетривиальными мотивами - будь то японские сюжеты Варвары Бубновой, пейзажи послевоенного Порт-Артура в исполнении Бориса Чернышева, израильские холсты из наследия живописца Михаила Иванова, Италия "кукрыникса" Николая Соколова, Испания рубежа 1980-х Михаила Рудакова, Германия Петра Дика, буквально вчерашняя парижская живопись наших современников Константина Сутягина и Александра Н. Шевченко, Италия и Шотландия у Ники Гольц и Татьяны Лившиц. Есть и совсем недавно исполненные виды Америки: это нью-йоркские рисунки Павла Шевелева и акварели Алексея Неймана - во второй половине 1960-х воспитанника знаменитого Владимира Вейсберга. Один из экспонатов выставки - "Краткая справка для советских туристов, выезжающих за границу", изданная в 1974 году Главным таможенным управлением Министерства внешней торговли СССР (она предоставлена Музеем и общественным центром имени А.Д.Сахарова).
Открытие выставки "Чужие города" состоится 14 сентября 2005 года в 18.00. Выставка работает с 15 сентября до 13 ноября 2005 года.
Кураторы галереи "Ковчег": Юрий Петухов, Сергей Сафонов, Игорь Чувилин