Последнее время о выставках говорят премьера, как о спектаклях. Это торжественно. А сегодня можно сказать двойная премьера - премьера художника, премьера музея. У художника в следующем году будет юбилей 125-летие со дня рождения, и Волгоградскому музею 40 лет, но, тем не менее, премьера.
Имя Ильи Машкова широко известно, оно звучит в тесной взаимосвязи со знаменитым объединением "Бубновый валет". Творчество художников было неординарным, сами авторы были яркими индивидуальностями. Понятно, что такое общество просуществовало недолго. Илья Машков - одна из ключевых фигур объединения, но его творчество не исчерпывается несколькими годами работы под флагом "Бубнового валета". Позже у художника было еще около 30 лет жизни наполненной творчеством. Бубновалетовский Машков представлен во всех крупных музеях. А что же было в советский период? Уже прошло время, и люди перестали слово советское употреблять с негативным оттенком. Советское искусство имеет своеобразие, оно было в значительной степени подвержено политическому влиянию. Политическое влияние - это особенность искусства, оно не имеет положительного или отрицательного качества.
Теперь о Волгограде. Царицын-Сталинград-Волгоград, от перечисления этих имен бегут мурашки по телу. До войны в Волгограде были музеи, но, как известно после Сталинградской битвы город остался в руинах. Понятно, что долгое время все силы уходили на восстановление. Город смог обратить внимание на сохранение культурных ценностей только в 1960 г. Тогда было принято решение о создании музея изобразительного искусства. Город, который отстраивался заново, ничего не мог предложить музею. Коллекция формировалась с помощью фондов крупных музеев, в том числе и Третьяковской галереи. Постепенно среди созвездия известных художников в собрании музея стала выделяться коллекция произведений Ильи Машкова.
Надо отметить, что Волгоградский музей заставил поволноваться Третьяковскую галерею. Выставка Машкова стала 26 выставкой в цикле "Золотая карта России". В Третьяковской галерее были представлены многие крупные музеи, чей возраст исчисляется столетиями, а коллекции - многими тысячами экспонатов. А тут надо представить музей, которому всего 40 лет. Коллекция произведений Машкова стала той яркой особенностью музея, которую решили показать московской публике. Дальше снова волнения, коллекция Машкова Волгоградского музея - это не Машков-новатор и хулиган, а Машков хороший живописец и талантливый мастер. Как примет публика художника в другом образе?
Экспозиция поделена на две части. В первой части "Портрет девочки", того времени, когда Машков учился в классе Серова. Две работы периода "Бубнового валета" - "Новодевичий монастырь" и "Портрет художника А. И. Мильмана". Этот портрет - открытие выставки. Прежде он был известен, но не попадал под пристальное внимание. Портрет мужчины: голова в четырех ракурсах, четыре руки, на заднем плане три лошадиные черепа. Что это? Портрет загадка. Это своеобразная шутка художника или многозначные символы? Или это просто новый вид портрета, когда художник позволяет сидеть модели в любой позе?
Второй зал - произведения художника советского периода. Плотная живопись, где все предметы переданы весомо и легкая графика. Художник мастерски владеет материалом. В масле - тугой мазок, в графике - легкий штрих, в холстах проработан весь объем, в листах - работает цвет бумаги. На пресс-конференции одна журналистка спросила: "Как Вы оцениваете советский период творчества Машкова?". Очень сложная постановка вопроса. Выставка не оценивает, выставка представляет творчество Машкова. Мы знакомимся с малоизвестными работами мастера, видим талант. С большим увлечением художник пишет пейзажи родной станицы Михайловское. От всей души, с большой искренностью работает над портретами. Его работы светлые, они включаются в общую струю искусства, когда люди верили в созидание новой лучшей жизни. Кому-то может показаться, что прошло время, и Машков из непредсказуемого балагура стал обычным рядовым художником. Но его поздняя работа "Привет XVII съезду ВКП(б)" вызывает не меньше вопросов чем портрет Мильмана. Что это за геометрическая композиция из бюстов вождей и огромных цветов? Это серьезно или насмешка? Или это новый тип иконостаса - новые боги, которые теперь будут жить в прежних церквях? Известно, что Машков в своей станице Михайловское организовал Дом социалистической культуры в здании церкви.
Так о чем же выставка? Выставка о том, что творчество художника едино. Его деление на бубновалетовский и советский период удобны историкам, но это творчество одного и того же человека. Думается, что любители Машкова тепло отнесутся к его малоизвестному творчеству.
Позвольте сказать в конце два слова о себе. Портал "Музеи России" выступает информационным партнером ряда музеев. Обычно на одном мероприятии портал выступает информационным партнером один раз. На выставке Машкова портал выступил информационным партнером Третьяковской галереи и Волгоградского музея изобразительных искусств. Какая задача портала? Укреплять дружбу между музеями, в этом проекте это получилось убедительно. Поздравляем Волгоградский музей с отличной выставкой, Третьяковскую галерею с удачным проектом и себя! (Н. Трегуб)