2 сентября в выставочном зале Палат откроется выставка "Учи меня, води моей рукой…" из собрания Всероссийского музея А. С. Пушкина (г. Санкт-Петербург, Мойка, 12. Мемориальный музей-лицей).
Для названия выставки авторы взяли строки из стихотворения А. С. Пушкина "Сон": "Учи меня, води моей рукой…Вот краски, кисть и лира". Посетители смогут увидеть подлинные рисунки воспитанников Царскосельского Лицея Пушкинского выпуска и почувствовать неповторимую атмосферу Лицея начала XIX века.
В конце XVIII- начале XIX веков в образовании дворянина на передний план выдвигалась проблема воспитания гармонически развитой личности. Такая личность это тот идеал, который лежал в основе учения просветителей. Для дворянина он включал непременный набор общепринятых представлений, в число которых входило обязательное владение несколькими иностранными языками, наличие познаний в области философии, истории, литературы, умение музицировать, рисовать, фехтовать, ездить верхом. Рисованию начинали обучать в раннем возрасте, с 4-5 лет так же как танцам, музицированию. Умение владеть кистью, карандашом, пером считалось непременным для каждого образованного человека.
Представленные детские рисунки в альбомах, в семейной переписке, вызывают сейчас любопытство и умиление. Эти работы порой весьма неумелые, но очень выразительные и непосредственные. Они свидетельства ушедшего времени, элементы навсегда утраченной повседневной культуры прошлого.
Воспитанники Лицея получили первые навыки рисования в родительском доме или тех учебных заведениях, в которых они учились до поступления в Лицей.
В основе обучения рисованию в Лицее лежала обычная академическая метода. Воспитанникам прививалось умение владеть свинцовым и итальянским карандашами, пером, сангиной. На первой стадии большое внимание уделялось копированию "оригиналов", то есть гравюр. Обычно это были произведения французских или немецких художников, то, что предлагалось и в начальных классах Академии художеств.
Копирование сменялось рисованием с гипсовых слепков. Причем обучение начиналось с отдельных частей тела: глаз, ухо, кисть, нога, - а затем переходили к голове и фигуре в целом. Чаще всего источником для рисования служили образцы античного искусства. Преподаватель рисования в Царскосельском Лицее, выпускник Академии художеств С. Г. Чириков использовал в преподавании академические приемы в обучении рисунку.
Никто из числа воспитанников пушкинского курса не стал профессиональным художником, но для многих из них рисование было уединенной привязанностью, им занимались так же самозабвенно, как и литературным творчеством.
Cистематические занятия рисованием для лицеистов это не только овладение рисовальной техникой, это воспитание художественного и эстетического вкуса. Этому способствовала и атмосфера Царского Села, с гармонично организованным пространством, с великолепными архитектурными постройками, взаимодействующими с окружающей природой обширных парков.
В дальнейшей жизни происходило расширение и углубление эстетической восприимчивости. Отсюда эстетически организованное пространство в повседневной жизни (усадьба, обстановка дома, кабинета).
Для одних рисование было редким, случайным занятием, для других - подобно Пушкину - постоянной страстью, иногда становилось профессией (В. П. Лангер, В. Г. Шварц). Рисование составляло существенную часть творческого процесса.
Юношеское увлечение рисованием для многих представителей русского дворянства в дальнейшем выразилось в собирательстве, коллекционировании произведений искусства.
www.museum.vladimir.ru