Останкинская усадьба Шереметевых принимала в разное время множество коронованных особ - императора Павла I в начале его царствования, Александра I в дни коронации, Александра II перед вступлением на престол, а также польского короля Станислава Понятовского.
Даже таких взыскательных гостей, как короли и императоры, было чем удивить хозяину Останкинской летней резиденции графу Николаю Петровичу Шереметеву.
Первоначально он замышлял просто театр, но строение в Останкино увеличивалось в размерах словно само по себе, обрастая галереями, проходными, комнатами, прихожими, гостиными. Только зодчих в итоге было привлечено более десяти человек - в их числе Аргунов, Казаков, Назаров, Кваренги, Кампорези. Сказочное богатство рода Шереметевых (а они были состоятельнее, чем Екатерина II) позволяло вложить в постройку уйму средств.
Архитекторы и строители сумели создать прекрасный зал для театральных представлений - с превосходными акустическими свойствами и уникальным оборудованием, за счет чего спектакли были украшены волшебными превращениями и трюками. После театрального действа зал всего за полчаса превращался в танцевальный: разбирались ложи, задвигались скамьи амфитеатра, в нижнее помещение убирались зрительские кресла. Все это, а также труппа из двухсот прекрасно обученных актеров, певцов и музыкантов, отобранных из крепостных, позволяло Останкинскому театру успешно соперничать с императорским.
Однако не только театр был предметом внимания коронованных гостей, но и все строение, а также большой приусадебный парк.Искусствовед Петр Вейнер в начале 20 века назвал Останкинскую усадьбу "царством обмана, где невольно трогаешь вещи, чтобы проверить материал". Осматривая усадьбу и высказывая суждение, из чего сделана та или иная часть интерьера, гости легко могли попасть впросак.
Ну разве скажешь, к примеру, что само здание целиком выстроено из дерева? Деревянные колонны кажутся мраморными. А капители вовсе не из гипса, а из папье-маше… И потолки не расписные, как кажется, а украшены обоями.
Изысканный интерьер усадьбы поражает взор: сверкают позолотой причудливые ножки мебели. Кажется, что они из бронзы… Но стоит прикоснуться к этому волшебству - и рука почувствует деревянную поверхность. Во всей этой бутафории видится некая ирония, остроумная насмешка над роскошью.
А парк при Останкинской усадьбе был некогда одним их лучших в Москве. Он выходил далеко за пределы придворцовой части. Тогда его территория была в 10 раз больше, чем примузейные "просторы" в наши дни, и в нем насчитывалось около шести тысяч всевозможных растений. Аллеи уводили гуляющих к дальним дубравам, в глубины охотничьих угодий, в долину речки Каменки, к прудам. Катание на лодках, ночные фейерверки на воде продолжали программу останкинских увеселений того времени.
Сейчас любой желающий может увидеть то, что восхищало императоров и королей: Останкинский дворец (а сейчас это Московский музей-усадьба "Останкино") продолжает принимать посетителей.
Правда, многие его помещения на реставрации - деревянное строение требует к себе большого внимания. Не сохранились великолепные декорации театра, утрачено большинство механизмов.
Но даже та небольшая часть помещений, что доступна, дает представление об атмосфере, царившей здесь в XVIII веке. А благодаря специалистам, вот уже несколько лет работающим над воссозданием приусадебной территории, мы можем увидеть часть парка в том виде, каким он был при графе Николае Петровиче Шереметеве - человеке, способном впечатлить императоров.
Бирюкова Светлана