Деревянный головной убор алеутского охотника на морского зверя стоил как целая лодка или три раба, а платки женщин Средней Азии никогда не завязывались узлом, чтобы сохранить свободной женскую сущность владелицы.
Выставка "Шапочное знакомство. Головные уборы из собрания Российского этнографического музея" открывается 28 июня в 17.00. Экспозиция делится на шесть частей: детские головные уборы, мужские, девичьи, женские, свадебные и ритуальные (головные уборы сибирского шамана, среднеазиатского дервиша, иранского воина и т.д.). Авторы выставки отказались от так называемого "регионального подхода" в построении экспозиции и положили в основу принцип возрастной стратификации.
Этот подход позволил сделать важные обобщения. Например, когда детские шапочки всех народов собрали вместе, то оказалось, что во всех культурах главной задачей было защитить не до конца сформированные у младенца кости черепа, темечко. На всех шапочках это место специально выделено пуговкой, колпачком или какой-то другой отметиной, которые играют роль узелка-оберега, символически стягивающего душу ребенка, чтобы удержать ее на земле.
Народный костюм представляет собой единую знаковую систему, в которой головной убор несет самую сложную смысловую нагрузку, - он характеризует не только этническую принадлежность человека, но и пол, возраст, социальный статус. Например, в Средней Азии чалма надевалась на мальчика в день обрезания, в 3-5 лет, а паранджа на девочку - в 7 лет, когда она впервые начинала выполнять какую-то работу. Один из казахских свадебных обрядов заключался в том, что девушки - подруги невесты мешают женщинам надеть на новобрачную ее новый женский головной убор, символизирующий переход невесты в новое качество. В киргизском обряде жених должен был сбить убор с головы невесты палкой, что и символизирует переход девушки в новое, замужнее состояние.
Женский головной убор отражал этапы жизни. Например, свадебный убор отличал высота и жесткость, символизировавшие уплотнение тела невесты, а с завершением детородного периода убор постепенно утрачивал форму, цвет, декор и к смерти становился чистым, белым. На выставке можно увидеть "золотые" шапочки кабардинок, жемчужные повязки и кокошники русских, парик японской невесты. Впервые будут показаны алеутские головные уборы из кишок морских животных, шапки хантыйских охотников из шкуры с головы медведя, бурятских - из чучела гагары, а так же паранджи, чалмы, тюбетейки, шляпы - всего более 200 головных уборов народов Российской империи и сопредельных стран.
Отличительной особенностью мужской культуры у многих этносов была высокая меховая шапка. Мужские головные уборы менее разнообразны по форме и материалам, чем женские, их форма менее зависела от возраста, но головные уборы парней отличались от уборов женатых мужчин наличием украшений: перьев, цветов, розеток из лент.
Ритуальные головные уборы отличались от повседневных формой, особенностями кроя, цветом и декором. У сибирских шаманов головной убор символизировал зверя или птицу и различался по степени посвящения и силы шамана. Ритуальные шапки служителей ряда других культов, например, буддистов, не были индивидуальны, а соответствовали конфессиональным традициям, различаясь лишь цветом.
Цвету придавалось особое значение. У большинства народов белый цвет олицетворял чистоту, целомудрие и использовался в повседневной одежде, хотя в ритуальном костюме он мог быть и символом потустороннего мира, смерти. У русских самым любимым цветом со времен Киевской Руси был красный, считавшийся олицетворением власти, справедливости, жизни и радости. Этот цвет часто использовали как оберег от злых духов, например, в одежде невесты при переезде в дом жениха.
Выставка "Шапочное знакомство. Головные уборы из собрания Российского этнографического музея", открывающаяся в рамках проекта "Антропология вещи", приурочена к открытию VI Конгресса этнографов и антропологов России.