НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

"Шапочное знакомство" Этнографического музея

c 1 июля 2005 по 17 января 2006Санкт-Петербург
''Шапочное знакомство'' Этнографического музея
''Шапочное знакомство'' Этнографического музея
''Шапочное знакомство'' Этнографического музея
''Шапочное знакомство'' Этнографического музея
''Шапочное знакомство'' Этнографического музея
Деревянный головной убор алеутского охотника на морского зверя стоил как целая лодка или три раба, а платки женщин Средней Азии никогда не завязывались узлом, чтобы сохранить свободной женскую сущность владелицы.

Выставка "Шапочное знакомство. Головные уборы из собрания Российского этнографического музея" открывается 28 июня в 17.00. Экспозиция делится на шесть частей: детские головные уборы, мужские, девичьи, женские, свадебные и ритуальные (головные уборы сибирского шамана, среднеазиатского дервиша, иранского воина и т.д.). Авторы выставки отказались от так называемого "регионального подхода" в построении экспозиции и положили в основу принцип возрастной стратификации.

Этот подход позволил сделать важные обобщения. Например, когда детские шапочки всех народов собрали вместе, то оказалось, что во всех культурах главной задачей было защитить не до конца сформированные у младенца кости черепа, темечко. На всех шапочках это место специально выделено пуговкой, колпачком или какой-то другой отметиной, которые играют роль узелка-оберега, символически стягивающего душу ребенка, чтобы удержать ее на земле.

Народный костюм представляет собой единую знаковую систему, в которой головной убор несет самую сложную смысловую нагрузку, - он характеризует не только этническую принадлежность человека, но и пол, возраст, социальный статус. Например, в Средней Азии чалма надевалась на мальчика в день обрезания, в 3-5 лет, а паранджа на девочку - в 7 лет, когда она впервые начинала выполнять какую-то работу. Один из казахских свадебных обрядов заключался в том, что девушки - подруги невесты мешают женщинам надеть на новобрачную ее новый женский головной убор, символизирующий переход невесты в новое качество. В киргизском обряде жених должен был сбить убор с головы невесты палкой, что и символизирует переход девушки в новое, замужнее состояние.

Женский головной убор отражал этапы жизни. Например, свадебный убор отличал высота и жесткость, символизировавшие уплотнение тела невесты, а с завершением детородного периода убор постепенно утрачивал форму, цвет, декор и к смерти становился чистым, белым. На выставке можно увидеть "золотые" шапочки кабардинок, жемчужные повязки и кокошники русских, парик японской невесты. Впервые будут показаны алеутские головные уборы из кишок морских животных, шапки хантыйских охотников из шкуры с головы медведя, бурятских - из чучела гагары, а так же паранджи, чалмы, тюбетейки, шляпы - всего более 200 головных уборов народов Российской империи и сопредельных стран.

Отличительной особенностью мужской культуры у многих этносов была высокая меховая шапка. Мужские головные уборы менее разнообразны по форме и материалам, чем женские, их форма менее зависела от возраста, но головные уборы парней отличались от уборов женатых мужчин наличием украшений: перьев, цветов, розеток из лент.

Ритуальные головные уборы отличались от повседневных формой, особенностями кроя, цветом и декором. У сибирских шаманов головной убор символизировал зверя или птицу и различался по степени посвящения и силы шамана. Ритуальные шапки служителей ряда других культов, например, буддистов, не были индивидуальны, а соответствовали конфессиональным традициям, различаясь лишь цветом.

Цвету придавалось особое значение. У большинства народов белый цвет олицетворял чистоту, целомудрие и использовался в повседневной одежде, хотя в ритуальном костюме он мог быть и символом потустороннего мира, смерти. У русских самым любимым цветом со времен Киевской Руси был красный, считавшийся олицетворением власти, справедливости, жизни и радости. Этот цвет часто использовали как оберег от злых духов, например, в одежде невесты при переезде в дом жениха.

Выставка "Шапочное знакомство. Головные уборы из собрания Российского этнографического музея", открывающаяся в рамках проекта "Антропология вещи", приурочена к открытию VI Конгресса этнографов и антропологов России.

www.museum.ru/N22926
Ваше мнение »»

»»Российский этнографический музей
Адрес:город Санкт-Петербург, ул. Инженерная, 4/1
Проезд:Ст. м. "Гостиный двор" и "Невский проспект"
Телефоны:(812) 570-5421(экс. бюро)
сайт:ethnomuseum.ru/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: исторические, выставки

важные события  x    ?  

новости от 03.07.2024  x    ?  


15-й День Достоевского в Санкт-Петербурге

Русский музей приглашает на музыкальный фестиваль "Классика в Летнем саду"

Выставка «Воссоединение. Деисус XV века» в Музее имени Андрея Рублева

Фестиваль духовой музыки «Музыкальный Петергоф»

"Четыре сезона". Выставка корейского костюма - ханбок в Артмузе

Планшетная выставка «Сокровищница России – Русский музей» в Луганске

Выставочный проект «Пушкинская-10. Ковчег ХХI века» в Центральном выставочном зале «Манеж», С.-Петербург

Константин Кузнецов. Русский импрессионист в Париже

Станислав Косенков. Из тьмы рождается надежда. Графика разных лет

Русский балет. Приношение Эдгару Дега. Фотографии Юрия Молодковца

Выставка "Природа предмета. Современный дизайн и традиции" в Западном крыле Новой Третьяковки

Фестиваль роз и ботанических затей в Архангельском

Коллекция. Порядок вещей

Выставка "Из жизни мотыльков" в Дарвиновском музее

Музей-заповедник «Царское Село» открыл детский музейный центр в Володарском краеведческом музее

"Древний Египет. Искусство бессмертия" - уникальная выставка ГМИИ им. А.С. Пушкина в Новосибирске

Концерт классической музыки в усадьбе М.П. Мусоргского

Выставка «Фарфоровая Сибирь»

Фестиваль «Довмонт Псковский» в Псковском кремле

Выставка Ф.Ф. Вдовина «Под шорох кисти» в Угличе

Кони. Поэтика образа

Пять девятых. Неслучайные совпадения. Современное академическое искусство

Диалоги животных: я тебя вижу

Фотовыставка Алёны Кочетковой «Она продолжается»

Полина Полнимер. Таинство иных

Эпоха Дюрера. Рисунки и гравюры немецкой школы XV–XVI веков

Выставка "Под небом России" в Ростовском областном музее изобразительных искусств

«Место съёмки – Донбасс». Фотопроект Дениса Григорюка в Новосибирке

Выставка «Пушкин: от берегов Невы до Тихого»

Фотовыставка-путешествие "Египетский дневник"

Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа

Выставка «Серебряные сокровища Омана» в Музеях Московского Кремля


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru