С 25 июня по 25 августа 2005 года Музей архитектуры приглашает на выставку Арата Исодзаки "Снова о разрушенной Хиросиме". Открытие выставки 25 июня в 18.00 (Флигель-Руина). На выставке будут представлены такие проекты Исодзаки, как "Город в воздухе" (1960-1962), городской центр Скопье (1965-1966), "Электрический лабиринт" (1968), Центр японского искусства и технологии в Кракове (1990-1994), Международный торговый центр в Шеньжене (1995), Новый вокзал во Флоренции (2002), реконструкция Мариинского театра в Санкт-Петербурге (2003) и другие.
Арата Исодзаки родился в японском городе Оита на острове Кюсю в 1931 году. Он учился у Кензо Танге в Токийском Университете, затем работал в его мастерской. В 1963 году он основал свою собственную архитектурную фирму. На творчество Исодзаки конца 1960-х повлияла школа метаболистов, однако его отличает подчеркнутая экспрессия элементов конструкции - выражение "маньеризма", как называл свой стиль сам архитектор. Проект застройки в Шинджуку повлиял на японских метаболистов, а также и на его бывшего учителя Кензо Танге. Последующие работы Исодзаки вдохновлены такими разными источниками, как Венский "Сецессион" и группа "Архигрэм". Арата Исодзаки занял сейчас в глазах общественности место Танге в качестве старейшины современной японской архитектуры. Также важен вклад Исодзаки как писателя и теоретика. Он выступает в качестве истолкователя западных идей для других японских архитекторов.
По прошествии 30 лет Арата Исодзаки - универсальная фигура нашей эпохи. Он не только один из лучших архитекторов в мире, но и выделяется своей принадлежностью одновременно и к западной, и к восточной культуре и глобальным масштабом своей личности. Глубокое знание философских идей Востока и Запада, истории архитектуры и цивилизации сочетается в нем с фундаментальными сведениями о будущих путях развития науки и техники. Он наблюдатель, а также - творец, герой, провидец, художник. Его работы - построенные и невоплощенные - составляют основополагающий вклад в современную картину мира. Исодзаки пришел в архитектуру в 1960-е годы с развитыми визионерскими идеями, но вскоре сумел проявить себя и в реализованных проектах. Он использует различные - нетрадиционные - методы демонстрации своих произведений, но эти средства несут в себе смысл сами по себе. Таким был его электрический "Лабиринт" на Триеннале 1968 года в Милане. Эта выставка стала поворотным моментом для самой идеи подобных мероприятий: Альдо ван Эйк и я также представили там инсталляции вместо экспонатов на пьедесталах и перегородках. Это было новое взаимодействие со зрителем - как с участником. К сожалению, в связи с тогдашними политическими событиями, только немногие смогли посетить выставку. Тем более важно, что эта инсталляция Исодзаки была реконструирована и будет показана в Москве. Это не только исторический артефакт: она актуальна до сих пор и придаст жизненности всей выставке. Будут представлены работы разных периодов, в том числе и текущие проекты.
Визионерские проекты Исодзаки имеют продолжительное влияние на его творчество и современную архитектуру. Исодзаки может возвращаться к своим ранним идеям и осуществлять их позднее. Сложность его архитектуры происходит из его особого способа мышления. Интересно наблюдать, как такие произведения, как "Город в воздухе" начала 60-х годов превратился в реализуемый сейчас проект Национальной библиотеки Катара. В его творчестве есть преемственность - не из-за повторения, но благодаря постоянным изменениям. Подобно жизни и смерти.
Его работы могут ослепительно сверкать и взрываться или превращаться в руины. Или начинаться с… метафорического отрывка. Это не решение проблемы. Это утверждение о состоянии мира - сегодня.