Десятая международная выставка архитектуры и дизайна. Москва, Центральный дом художника. Специальные проекты. 3 этаж, залы 23 и 24.
Устойчивые метаморфозы. При поддержке: МИД Франции, Французского института архитектуры, Посольства Франции в Москве, AFFA.
"Долговечный" город - это город, который несет в себе изменения, сочетает в себе прошлое и будущее, что позволяет ему процветать. Мы можем понимать или предполагать прошлое, но будущее остается неисследованным. Любой проект города должен учитывать эту "долговечность", которая является возможностью будущего.
Проект демонстрирует метод исследования как игру, ее раскрытие и результаты. Игра охватывает место, где расположен Париж и его северные окраины. Благодаря своим характеристикам, местность дает представление о проблемах, с которыми сталкивается большинство западноевропейских городов: повсеместное присутствие дорог, которое создает квази-непроницаемый физический рубеж между внутренним городом и окраиной, отсутствие мест отдыха, удобной инфраструктуры, парковых зон и т.д. Местность, близкая к Парижу, имеет большой потенциал для развития.
Игра потребовала участия в проекте трех команд архитекторов и специалистов по садово-парковой архитектуре. В течение очень краткого периода участники должны были следовать программе по заранее утвержденному сценарию. Для наибольшего соответствия этому сценарию каждая команда заступала на площадку по очереди, учитывая проект предыдущей команды, развивая и трансформируя его. Каждый из трех планов должен был предусматривать такие факторы, как широкомасштабные общественные события, сложившийся образ жизни, особенности проживающих на территории групп населения, возможность возникновения различных ситуаций, имитаций, способных спровоцировать дебаты и поднять новые вопросы. Эти пять дизайнеров, ставшие героями игры на два дня, не знали друг друга прежде или были малознакомы. Они должны были работать вместе, спорить, принимать решения вместе и создавать проект города в форме модели, соответствовавшей сценарию.
Экспозиция представляет модели команд, созданные в течение двух дней и несколько фильмов, демонстрирующих дискуссии, процесс принятия решений и размышления о городе, а также раскрывает точки зрения всех команд и их противоречия.
Эта игра в трех частях (трех актах) и ее результаты (город-проект 2089 г., 25 лет спустя после проектирования) ставит множество вопросов, которые архитектор должен задать себе, прежде чем проектировать город. Она предлагает отказаться от представления о городе как о "законченном продукте" или "урбанистическом проекте" как о дефинитиве и о чем- то зафиксированном в своей форме. Она показывает необходимость осмысления города как живого организма в постоянной мутации, постоянно ищущего эквилибриума, организма, который последовательно интегрирует население, деятельность и желания.
Эти реалистичные утопии, разыгранные пятнадцатью участниками, вместе и по очереди, позволили реализовать проект, который сегодня, в 2004 г., "долговечен", или как минимум осознает будущее, которое допускает, что в перспективе может существовать Иное. Экспозиция представляет эту игру, ее результаты, ее дебаты, ее вопросы и уроки, которые можно извлечь из всего вышеперечисленного. Желанием авторов было внести свою лепту в размышления о том, каким должен быть долговечный город и о методах его создания.