2 июня 2005 года в 16.00 в Музее печати - филиале Государственного музея истории Санкт-Петербурга открывается выставка известного петербургского фотографа Александра Китаева "Путешествие света".
В 1839 году в Парижской Академии наук был зачитан доклад, раскрывавший метод получения стойких отпечатков на светочувствительной бумаге. Так началась история фотографии. Благодаря всеобщей эйфории, мало кто тогда вспоминал об уникальных отпечатках с изображением кружева, листьев и цветов, сделанных Фоксом Тальботом на светочувствительной бумаге без участия камеры. Вспомнили об этом методе лишь в XX веке художники-авангардисты, мечтавшие о беспредметном искусстве, в том числе, и фотографическом. Так "фиксация игры рассеянной светотени", обрела лаконичное название - "фотограмма".
Трудно сказать, что вдохновило Александра Китаева на создание фотограмм. Ведь вдохновение, как и превращение реального в ирреальное, - процесс, не поддающийся описанию. Некий объект и инструмент в одном лице вдруг становится тенью со странными и восхитительными узорами. Происходит магическое превращение, в котором фотограф, как никогда, ощущает себя истинным художником.
В действительности же, это самообман, поскольку при создании фотограмм от автора мало что зависит. Он сам становится орудием, необходимым для нажатия кнопки "пуск", чтобы дальше мир спокойно вращался и без него, создавая непредсказуемые и необъяснимые с точки зрения здравого смысла образы.
Елена Зырянова