31 мая в Государственном Историческом музее в Москве открывается выставка "Крестьянский мир в русском искусстве". На ней представлено около 300 произведений: иконы, живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство из собрания Государственного Русского музея. Среди имен авторов произведений А.Венецианов, В.Тропинин, А.Архипов, И.Репин, И.Крамской, Ф.Васильев, А.Куинджи, Г.Мясоедов, а также мастера русского авангарда, чье творчество было связано с крестьянской культурой - Н.Гончарова, К.Малевич, П.Филонов. Почти половину экспозиции составляют произведения народного искусства: резные украшения домов, домашняя утварь, игрушки, одежда, тканые, вышитые и кружевные изделия из фондов Русского музея.
"Крестьянский мир в русском искусстве" - первая выставка, полностью организованная на средства Попечительского Совета и спонсоров музея. В оформлении экспозиции, которая занимает площадь около 800 кв.метров, использованы современные дизайнерские и электронные технологии, кино- и фотоматериалы.
Само слово "крестьянин" в его теперешнем смысле, появилось на Руси в ХУ веке. На выставке представлены четыре иконы, в одной из них "Чудо Архангела Михаила о Флоре и Лавре" (Конец ХVП в. Север) святые выступают как покровители лошадей, не случайно на Руси день памяти этих святых (18 августа) называли "лошадиным праздником". В бытовом жанре тема жизни крестьянства главенствовала с ХУШ века то есть - с момента его зарождения в России. Она в значительной мере повлияла на развитие других жанров и , прежде всего, портретного и пейзажного.
Первые картины из жизни русских "поселян" появились в эпоху сентиментализма. Художники того времени, обращаясь к сюжетам из жизни современников, практически не изображали труд. Их занимали сельские праздники и пирушки, сцены крестьянских трапез и свадебных сговоров.
К числу самых ранних картин о русской деревне принадлежит холст "Крестьянская пирушка" (конец 1760 - начало 1770-х) А.И.Вишнякова (?). Напоминающее театральную сцену полотно несет печать своего времени - "галантного века"
Начало 1800-х внесло в "крестьянский жанр" мотивы пастбищ и первые сцены коллективного труда. К сюжетам из жизни деревни в 1820-х годах обращались многие художники, однако новое и веское слово в этой сфере удалось сказать только А.Г.Венецианову и его ученикам - их находки имели перспективное значение для отечественного искусства. Художник писал сцены труда и краткие моменты отдыха работников. Он создал вереницу обаятельных образов пожилых и юных обитателей тверских деревень, показав гармоничную красоту их душ и лиц, врожденное благородство осанки (Девушка на сеннике. 1830-е, Крестьянка Тверской губернии.1840-е). Многочисленные ученики мастера, среди которых было много крепостных, переняли у него и интерес к крестьянским мотивам, и лиризм мировидения. Картины Венецианова и его учеников, экспонировавшиеся в Академии и Обществе поощрения художеств, оказали влияние на живопись 1830-1840-х годов, способствуя появлению многочисленных "крестьянских" портретов, жанров и интерьеров в практике академических учеников и мастеров, близких Академии.
В 1850-е годы черты идеализации в "крестьянском жанре" сменились натуралистическими тенденциями, интересом к деталям, а также бессюжетными жанрами со сценами отдыха селян. Усилилось повествовательное начало, усложнилась композиция. В это же время появляется множество картин с занимательным, порой анекдотическим сюжетом.
С начала 1860-х годов, времени знаменитых российских реформ, крестьянский вопрос в известной мере определяет характер развития национальной культуры, так как крестьянская тема с этих пор стала главной для всех видов отечественного искусства, и прежде всего - литературы, живописи и музыки. Художники поэтизируют положительные моменты, бичуют и обличают пороки правящих классов, часто идеализируя бедняков.
Более важную роль в эти годы начала играть пейзажная живопись, которая также не ограничивалась воспеванием поэзии и красот русских далей, многие из художников писали картины ужасающей бедности и разрухи (Ф.А.Васильев.Деревня. 1869, П. А. Суходольский. Крестьянский дворик.1863).
1870-1880-е годы - расцвет деятельности Товарищества передвижных художественных выставок. Крестьянской теме посвятил свое раннее, конца 1870-х годов, творчество И.Е.Репин. (Крестный ход.1877). Его волнуют вопросы религиозной веры в среде крестьян, их исступленная жажда чуда и равнодушие духовенства.
В 1880-е художники по-прежнему пишут печальные моменты из жизни крестьянства (В.М.Максимов. Слепой хозяин.1884) Но "бичевание язв" постепенно сменяется поисками положительного начала. Появляются мотивы красоты и изобилия родной земли ( Г.Мясоедов. Страдная пора (Косцы). 1887). И.М.Прянишникова в холсте "Возвращение с ярмарки" (1883) волнует не нищета и бесправие героев, а - красота их лиц и традиционных нарядов, расписных дуг, раскованная пластика движений. Глобальные сдвиги в сознании (кризис народнических идей) совпали с распространением принципов пленэрной живописи. Художники ищут новых средств выразительности, "внутренней правды", "отрадного".
В эти же годы, вслед за В.М.Васнецовым, художники открыли для себя мир сказок и поверий, старых национальных традиций. Эти тенденции придали неповторимый колорит искусству того времени. Активно и интересно работают не только Репин и Суриков, но и "старшие" передвижники Г.Г.Мясоедов (Зреющие нивы. 1892), И.М.Прянишников (Крестный ход. 1893). Однако развитие искусства теперь начинает определять поколение И.И.Левитана - В.А.Серова - К.А.Коровина.
Часть молодых художников осталась верна заветам народничества и повествовательной сюжетной живописи ( Н. А. Касаткин. Осиротели.1891). Вторую группу составили их сверстники, тяготевшие к импрессионизму, писавшие широкой кистью полные поэзии бессюжетные жанры в пейзаже: - А.Е. Архипов (Рыболов (На реке)1898).
1900-е годы, на которые пришлись кровопролитная война с Японией и революция, дали сложную картину развития "крестьянского жанра". Она отражает эволюцию отечественной живописи от реализма и импрессионизма к неопримитивизму. Новое слово в решении крестьянской темы в конце десятилетия сказали пионеры нарождавшегося отечественного авангарда, и в этом отразилось его национальное отличие от аналогичных движений в других странах Европы. Особый вкус к изображению жизни деревни имела Н. С. Гончарова. В ее лишенных повествовательности картинах с застывшими, мощно и плоскостно трактованными фигурами крестьянок, простые, "от века" длящиеся действия, воспринимаются как ритуал, полный глубокого религиозного смысла (Уборка хлеба. 1908. Бабы.1910).
"Крестьянские жанры" 1910-х отразили сложное многоголосье художественных поисков тех лет. В течение всего периода интенсивно работают мастера Союза русских художников с их тягой к сельскому пейзажу. Мотивы крестьянского труда вдохновили участников авангардистской выставки "Ослиный хвост" (1912) в Москве. В середине десятилетия К.С.Малевич, на стадиях примитивизма и кубизма часто обращавшийся к мотивам крестьянского труда, создал теорию супрематизма. Примечательно, что на первых порах свою новую творческую платформу художник связал с реализмом, назвав ее "новым живописным реализмом", а беспредметный холст "Красный квадрат" (1915) имел авторское название "Живописный реализм крестьянки в двух измерениях".
В это же время свой расцвет переживал неоклассицизм, ориентировавшийся на искусство эпохи классицизма и ампира. Причастные этому течению "младшие" мирискусники Б.М.Кустодиев и З.Е.Серебрякова (Крестьяне. 1914) крупным городам предпочитали сельский мир. В среде крестьянства они находили естественность, гармонию и духовное здоровье.
В 1920-1930-х годах крестьянская тема играла столь же важную роль в советской живописи, как и тема индустриализации страны, поскольку и в деревне тех лет решались судьбы нового общественного строя. Уже к середине 1920-х годов изобразительное искусство становится фактором идеологической и политической работы новой власти, проводником ее идей. Однако, и погруженные в раздумье крестьяне С.В.Герасимова, и лишенные лиц герои К.С.Малевича были своего рода предчувствиями трагических судеб русской деревни: на рубеже 1920-1930-х она понесет многомиллионные потери во время "ликвидации кулачества как класса".
Над крестьянской темой с начала 1920-х работали художники разных творческих ориентаций. Писались традиционные для отечественного искусства портреты-типы с их бережным отношением к модели (С.В.Герасимов. Крестьянин в картузе.1925). Такие холсты, как "Молодые. Смех" (1930) К. Ф. Юона воспроизводят исторически сложившиеся типы русских людей, неизменно повторяющиеся в разные эпохи. Появились и обобщенные образы нового человека (К. С. Малевич. Голова крестьянина.1928- 1929). Наряду с этим у художников проявляется и интерес к жизни вновь рождавшихся колхозов.
В эти годы наступила эпоха социологической критики. Начинается длившаяся ряд десятилетий пресловутая борьба с формализмом и проявлениями натурализма, и в этой атмосфере нетерпимости к инакомыслию формируется метод социалистического реализма с его опорой на классические традиции и живопись передвижников.
Как и все виды искусства, живопись формирует тип нового положительного героя - человека открытого, ударника труда, активного общественника, непримиримого к недостаткам в жизни. Таковы картины С.И.Дымшиц-Толстой (Председатель П съезда колхозников-ударников Е.С.Федорова. 1935-1938), А. Ф. Пахомова (Портрет ударницы Молодцовой. 1931) и др. Бывшие члены Общества станковистов с их поиском острого и лаконичного языка живописи, также способствовали формированию идеала современного человека - молодого, спортивного, целеустремленного, не отягощенного рефлексией, бытом и воспоминаниями о прошлом (А.А.Дейнека. Колхозница на велосипеде.1935). Многочисленные произведения бытового жанра в пафосной тональности отражали эпизоды борьбы за выполнение пятилетних планов, изображали сцены коллективного отдыха и политучебы: В. В.Пакулин (На току в колхозе. Молотьба.1935), А.А.Пластов (Колхозный праздник.1937), Г.К.Савицкий (На маневрах. Встреча красноармейцев с колхозниками.1938). Их роль в пропаганде идей социализма и советского образа жизни высоко ценилась идеологическими органами и потому подобные композиции обильно украшали стены не только выставочных павильонов, но и дворцов культуры, гостиниц, вокзалов.
В годы Великой Отечественной войны крестьянская тема отошла на периферию внимания живописцев. Но именно этим временем помечен один из самых впечатляющих по своей силе образов русской женщины, воспринимающийся как символ России - "Мать партизана" (1943) С.В.Герасимова, а также трагическое полотно А.А.Дейнеки "Сгоревшая деревня" (1942)
Радость беспримерной победы над фашизмом породила наряду с помпезными официозными работами множество произведений, замечательных по поэтичности и теплоте чувств, полных солнца, любви к родным просторам, к матери-земле: "Хлеб" (1948) А.П.Бубнова, "На мирных полях" (1950) А.А.Мыльникова. В начале 1950-х в пору творческой зрелости вступил А.А.Пластов, полностью посвятивший себя крестьянской теме. Его произведения рисуют полный гармонии и чистоты мир детства среди прекрасной, нетронутой природы (Витя-подпасок. 1951).
Краткий период наступившей "оттепели" во второй половине 1950-х годов, благотворно сказался на интерпретации крестьянской темы, прежде всего в портрете, где ранее часто сказывалась печать идеологических клише. Портреты крестьян отразили процесс демократизации общества. Они отличаются простотой и разнообразием приемов "подачи" модели, естественностью, свободой поз и жестов.
1960-1990-е годы дали чрезвычайно пеструю панораму решений крестьянской темы. Наряду с характерными для предшествующих десятилетий портретами, сценами из современной жизни, создается значительное количество своеобразных историко-бытовых работ. Одной из лучших является картина В.И.Иванова "Семья. 1945 год". (1957-1964), рассказывающая о первых днях мирной жизни после победы над фашизмом. Его холст - характерный образец "сурового стиля", изображает торжественную крестьянскую трапезу, где за внешней сдержанностью эмоций скрываются глубокая нежность и радость вновь обретенной целостности.
Почти 85 лет назад, в декабре 1929 года, в залах Исторического музея в Москве открылась выставка "Русское крестьянское искусство". Ее организатор, выдающийся собиратель и исследователь Василий Сергеевич Воронов (1887-1940) впервые показал тогда широкой общественности предметы народного быта не в качестве образцов материальной культуры, а как произведения искусства и ценнейшее художественное наследие. Впервые обращалось внимание на красоту и художественные богатства изделий крестьянского труда, до той поры искусством не считавшихся. За прошедшие годы крестьянское искусство стало неотъемлемой частью национальной культуры. Его собирают, показывают и изучают не только крупнейшие музеи страны, но и частные лица. Ценнейшей и самой старой по времени коллекцией обладает Исторический музей. Уникальные экспонаты народного искусства показывает на выставке "Крестьянский мир в русском искусстве" Государственный Русский музей. Они представлены наряду с шедеврами изобразительного искусства и призваны отразить разные стороны крестьянской жизни и многообразные проявления талантов из народа. Отдел народного искусства был создан в Русском музее в мае 1937 года. В основу его фондов легли коллекции бывшего Петербургского Кустарного музея, Школы народного искусства и отчасти - Музея Училища технического рисования барона А. Л. Штиглица, а также некоторых частных собирателей. За десятилетия своей деятельности отдел значительно пополнил свое собрание, главным образом за счет научных экспедиций в разные районы страны. Многие экспедиционные предметы представлены на настоящей выставке.
Выставка "Крестьянский мир в русском искусстве" впервые представляет русскую коллекцию в таком объеме. Показаны все особенности и вся полнота коллекций народного и профессионального искусства.
К открытию выставки выпущен красочный альбом-каталог (около 200 цветных иллюстраций).
Дополнительно см. http://www.museum.ru/N22599