18 мая Сургутский художественный музей открыл свои экспозиционные залы после реконструкции. Состоялся вернисаж выставки "Обитатели. Образы Югры в ранней русской фотографии". Представлены коллекции фотографий конца 19 - начала 20 века из фондов Российского этнографического музея (г. Санкт-Петербург). Кроме того, мы восстановили выставку "Видевшие лицо Тарн" из собственных фондов. Уникальный археологический памятник эпохи Великого переселения народов III-IV вв. - Холмогорская коллекция вернулась вљ экспозицию после реставрации.љ Итак, подробности о проекте "Обитатели":
"Обитатели" - это предложение нового имени всем нам, живущим, пребывающим, населяющим собой берега большой реки, нашедшим здесь временное или постоянное пристанище; это некий художественныйљ символ единого настоящего во всем его многообразии.
Первым событием проекта стала выставка "Обитатели. Образы Югры в ранней русской фотографии" из архивов Российского этнографического музея (г. Санкт-Петербург). На выставки представлены коллекции фотографий отснятые С.И.Руденко (1885-1969) в 1909 и 1910 годы в Березовском уезде Тобольской губернии, а также фотоколлекция 1888 года отснятая А.В.Адриановым (1854-1920) в Томской губернии Нарымского края Васьюганской инородческой волости. В 2005 году издан каталог, который стал первой публикацией фотоколлекций и дневниковых записей С.И.Руденко и А.В.Адрианова.
Летом 2005 года музеем запланировано проведение ряда фотосессий на территории нашего региона - в городе, поселках, на нефтяных и газовых месторождениях, стойбищах. Тема фотоисследования - осмысление культурной идентичности "Обитателей" - обитателей определенной природной и культурной среды, создание фотографического портрета их общности. В настоящий момент идет подготовка фотоэкспедиции, по итогам которой предполагается создание выставки и каталога. Открытие выставки состоится в 2006 году.
В целом проект "Обитатели" инициирует процесс самоопределения и поиска своего пути. Старые фотографии с одной стороны, взгляд современного художника и фотообъектива, с другой стороны, присутствие и ощущение времени, его непрерывности как условия сохранения традиций, а также усилие творческой мысли и чувства, отраженные в фотографии, создадут ситуацию, в которой человек, возможно, переживет особое состояние своей причастности к прошлому, настоящему и будущему данной территории.
Наташа Потапенко