К Международному дню музеев приурочено событие, которое владимирцы ждали 30 лет. Дмитриевский собор распахнет свои двери, чтобы явить миру сокровища - фрески мастеров XII века, копии древних реликвий: мощевика и "гробной доски"Св.ДЖмитрия Солдунского. Мраморное надгробие первого Владимирского губернатора Романа Воронцова… Открытие выставки "Дмитриевский собор - уникальный памятник древнерусского зодчества" 17 мая в 16.00.
Дмитриевский собор - один из самых замечательных памятников русского средневековья, построен в 1190-е гг. как дворцовый храм великого владимирского князя Всеволода Большое Гнездо. В 1992 г. Дмитриевский собор вошел в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Дмитриевский собор - реликварий Св. Дмитрия Солунского. Великий князь Всеволод (в крещении Дмитрий) посвятил собор своему небесному покровителю - Святому Великомученику Дмитрию Солунскому. В 1197 г. в отстроенный храм из г. Фессалоники (Солунь) из базилики Св.Дмитрия была принесена "доска гробная" - большая икона с изображением святого в рост. В серебряном чеканном ковчежце хранилась "сорочка" - частица одежды, пропитанная кровью мученика. Само здание должно было напоминать драгоценный мощевик-реликварий. Так Владимир превратился во "вторые Фессалоники".
Архитектурная история Дмитриевского собора. Собор построен из белого камня-известняка местными мастерами. Его окружали одноярусные галереи. На западных углах они превращались в лестничные башни. Древний храм пережил разрушительные пожары 1536, 1719 и 1760 гг. Крайнюю ветхость и бедность Дмитриевского собора заметил в 1834 г., во время посещения г. Владимира, император Николай I, пожелавший привести храм в "первобытный вид" и убрать галереи. В 1840-1847 гг. состоялся ремонт и внутри здания. Стены были заново расписаны, при этом обнаружены древние фрески под хорами. В 1883 г. появилось калориферное отопление, позволившее вести службу круглый год. Здание ремонтировалось в 1896 и 1906 гг.
После 1917 г. храм сохранил свое значение как памятник древнерусского искусства. В 1918 г. в соборе работала Комиссия по сохранению памятников живописи под руководством И.Э. Грабаря. В 1919 г. храм был закрыт для богослужений и передан Владимирскому музею. Отопление бездействовало, разрушались конструкции, настенные росписи, белый камень. Ремонтные работы начались в 1937 г. Укрепление конструкций в 1941, 1948-1952 гг. (архитектор А.В. Столетов) вывело здание из аварийного состояния. В 1974-1980-е гг. реставраторы занимались проблемами сохранения белого камня. Окончательный этап работ проведен в 1999-2004 гг.: покрытие белого камня и рельефов защитной пластической смесью, устройство водосточных труб, замена креста на куполе, создание микроклимата (Владспецреставрация).
Скульптура Дмитриевского собора. На фасадах собора находится более тысячи резных камней. В первоначальном замысле скульптуры ведущей является тема власти. Ее раскрывают композиции с рельефом св. Давида в трех центральных закомарах. В образе Давида - псалмопевца, пастыря, царя, пророка, - предвосхищен образ Христа. К теме идеального правителя принадлежит "Полет Александра Македонского" на южном фасаде, "Подвиги Давида" и "Подвиги Геракла" на западном фасаде, портрет князя Всеволода с сыновьями на северном фасаде. Символами власти и покровительства служат геральдические фигуры львов, барсов, орлов
Фрески Дмитриевского собора. Росписи XII века, обнаруженные в 1843 г., принадлежат композиции "Страшный Суд". В центральном своде под хорами сохранились фигуры 12 апостолов-судей на престолах и ангелы позади них; в малом своде под хорами - сцены рая: трубящие ангелы, апостол Петр, ведущий в рай святых жен, благоразумный разбойник, "Лоно Авраамово" с праотцами Авраамом, Исааком и Иаковом, Богоматерь на престоле.
Росписи Дмитриевского собора представляют собой оригинальный вариант классического византийского стиля конца XII века. Живописцы прибыли во Владимир, вероятно, из византийского города Фессалоники, откуда происходят священные реликвии Дмитрия Солунского.
Экспозиция в соборе (автор Т.П. Тимофеева, старший научный сотрудник музея-заповедника). В Дмитриевском соборе открыта необычная выставка Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Главный экспонат - само древнее здание, его замечательные архитектурные формы. Аудиовизуальная программа с динамическим световым сопровождением проникновенно раскрывает содержание архитектуры древнерусского храма: парящего купола и парусов, арок и сводов, пространственного креста и алтаря.
Реликвии Дмитриевского собора - икона ("доска гробная") св. Дмитрия и ковчежец-мощевик, принесенные в храм 1197 г., а впоследствии попавшие в Москву, - вернулись в собор из столичных музеев (в копиях). На выставке экспонируется грандиозный четырехметровый крест с просечным орнаментом, снятый с главы собора и замененный в 2002 г. новоделом. После тридцатилетнего перерыва стали доступны зрителю фрески. Необычный и почти неизвестный зрителю экспонат выставки - надгробие первого Владимирского губернатора графа Р.И. Воронцова, поставленное в 1804 г. его сыновьями Александром и Семеном. Мраморные фигуры - "плакальщица", склонившаяся над погребальной урной, и мальчик с пеликаном - изготовлены в Англии, где служил посланником, а затем министром Александр Романович.
В соборе нет традиционных музейных витрин и стендов. Их заменили произведения современной технологии - стекло, в том числе триплекс, металл и электронная графика. Выставка, оставляя свободным полное тайны и трепета пространство храма, дает разностороннее представление об этом уникальном памятнике древнерусской культуры.