С 24 по 29 мая 2005 года Центральный Дом художника проводит 9-ую Международнуюхудожественную ярмарку.
Специальные проекты:
Выставочный проект "Питерские". Организатор - Галерея Марата Гельмана. Кураторы: Марат Гельман, Юрий Шабельников, Марина Колдобская. При содействии: Государственного Русского музея, ГЦСИ Санкт-Петербурга, Галереи Марины Гисич, Галереи "Д137". Участники: Петр Белый, Сергей Бугаев-Африка, Сергей Денисов, Филипп Донцов, Владимир Козин, Марина Колдобская, Алексей Кострома, Владимир Лило, Игорь Межерицкий, Владислав Мамышев-Монро, Виталий Пушницкий, Ольга и Александр Флоренские, Олег Хвостов, Цапля и Глюкля, Дмитрий Шубин, Кирилл Шувалов. Долгое время Тимур Новиков был для всех нас навигатором по Питерскому искусству. В этот раз, в отсутствии Тимура и другой равнозначной по авторитету фигуры Художественная жизнь Петербурга предстала вовсе не в виде монолитной оппозиции "Арт Москве" (справа - "Новая Академия", слева - трэш) а мозаичной, как и "положено" крупному культурному мегаполису. Не могу сказать что художники, участвующие в выставке, не были мне (нам) знакомы и возможно, что уже в следующий приезд впечатления будут иными, но, по-моему, выставка Питерские интересна именно тем, что является вполне московской.
Выставка видеоарта "Комедия положений". Куратор - Екатерина Деготь. Кино- и видеоискусство всегда представляют зрителю движущееся изображение, подобно тому как живопись есть всегда изображение статичное. "Изящное искусство" в классическом понимании неподвижно - поэтому первые зрители кинематографа были так поражены тем, что "картинка" двинулась. Показательно, что многие ученые того времени почувствовали себя этим оскорбленными: научная практика анализа движения в его различных стадиях ("хронофотография") при помощи ярмарочных приспособлений типа стробоскопа превратилась в синтетическую практику имитации движения - во что-то несерьезное, ненужное, смешное. Первые годы развития кино, в которых преобладали трюки и гэги вроде падения человека, поскользнувшегося на арбузной корке, казалось бы, подтверждали это мнение. Сегодня, когда уже движущееся изображение воспринимается как норма, тот факт, что движение в принципе комично, стерся. Но наиболее рефлексивно ориентированные художники, работающие в медиуме видео, задаются вопросом о природе движущегося изображения и его связи с комедией вообще и ранней кинокомедией в частности. На выставке представлены видеопроекции нескольких выдающихся художников современности, чьи работы никогда или крайне редко показываются в России, - швейцарцев Питера Фишли и Дэвида Вайса (их классический фильм "Ход вещей"), их соотечественника Романа Сигнера, канадца Родни Грэма, а также звезд сегодняшнего дня - живущего в Мексике бельгийца Франсис Алиса, австрийца Эрвина Вурма, датчанина Питера Лэнда, немца Юлиана Розефельда и российских художников - Виктора Алимпиева, Ольги Чернышевой и других.
Выставка "Искусство для Плейбоя". Организатор - журнал "Playboy". Кураторы: гл. ред. "Playboy" Максим Маслаков и Екатерина Деготь. В своем стремлении сделать все новое привлекательным и даже соблазнительным журнал "Playboy" не мог пройти мимо современного искусства. Художники, в свою очередь, отдают дань своему любимому журналу. К 10-летию с начала выхода русского издания журнала "Плейбой" художники проектируют свой вариант его обложки или представляют произведение, которое могло бы на эту обложку попасть. Участники выставки: Никита Алексеев, Сергей Братков, Дмитрий Гутов, Владимир Дубосарский и Александр Виноградов, Елена Ковылина, Георгий Литичевский, Андрей Логвин, Игорь Макаревич, Владислав Мамышев-Монро, Павел Пепперштейн, Айдан Салахова, Наталья Стручкова, Ростан Тавасиев, Дмитрий Цветков, Гор Чахал, Зоя Черкасская, Сергей Шеховцов.
Выставка Брацо Димитриевича (Braco Dimitrievic). Организатор - Галерея Марата Гельмана. Брацо Димитриевич (Braco Dimitrievic) - классик европейского концептуализма, живет в Хорватии и Франции. На АРТ Москве 2005 он сделает инсталляцию "Russian Rhapsody With the Touch of Suprematism" (смешаная техника, рояль, дерево, фотография).
Перформанс В.Нилина "Дальнейшая судьба". Все, посетившие пресс-конференцию организаторов АРТ Москвы, смогут взглянуть на проблематику современного искусства изнутри - во время официального мероприятия художник Нилин намеревается устроить трогательный перформанс "Дальнейшая судьба". Автор исследует социальную ситуацию, при которой художник постепенно перестает быть главным действующим лицом художественного процесса, уступая эту роль критику, куратору, коллекционеру.
Дебаты "У забора" (альтернатива программе "К барьеру!"). Организатор - журнал "Креатив&Creativity". 27 мая, 16.00, пресс-центр ЦДХ. Участники - художники Дмитрий Гутов и Никас Сафронов
Ведущий - издатель Вадим Солод. Секундант со стороны Гутова - Владимир Дубосарский. Секундант со стороны Сафронова - уточняется. Тема дебатов: искусство, одобренное, профессиональным сообществом и искусство "для широкого потребления". Основные вопросы: Что такое профессиональные требования? Что такое зритель-потребитель? Перспективы этих тенденций развития искусства в будущем.