18 мая в 17.00 Государственная Третьяковская галерея приглашает на презентацию персонального проекта Сергея Бугаева (Африки) "Бессознателное: не верь глазам". Проект можно видеть с 19 мая по 20 июня 2005 года.
"Бессознательное: не верь глазам" - первая презентация персонального проекта Сергея Бугаева (Африки) в Государственной Третьяковской галерее. Предыдущие масштабные инсталляции Сергея Бугаева были показаны в Квинс Музее (Нью-Йорк, 1991), Музее прикладного искусства МАК (Вена, 1995), Государственном Русском музее (1996), Российском павильоне на Венецианской биеннале (1999), Уитни музее (Нью-Йорк, 2003). Одна из представляемых в Москве инсталляций "Дональдеструкция" побывала в музеях Лос-Анджелеса, Колумбуса, Парижа, Нью-Йорка, Нанта, Берлина, Венеции. Начиналась же ее история в Москве.
В 1990 году Сергей Бугаев вместе с Сергеем Ануфриевым осуществил акцию "Рождение Агента". В энергетическом сакральном центре СССР была нарушена целостностность памятника-символа Веры Мухиной "Рабочий и Колхозница", специально созданного в 1937 году для Российского павильона на Всемирной выставке в Париже и установленного впоследствии на территории ВДНХ. Проникнув в дверь, расположенную под юбкой скульптуры колхозницы, Сергей Бугаев оказался в ее чреве. Этот ритуал и привел к Рождению Агента.
Дверь, некогда закрывавшая вход в скульптурную группу стала центральной частью инсталляции Сергея Бугаева "Дональдеструкция", впервые показанной в 1990 в музее Ленина в Ленинграде. Установленная на фоне карты мира дверь-маятник раскачивалась между алтарями двух сверхдержав времен Холодной войны, СССР и США. Идеологические персонажи детства двух систем, Незнайка и Дональд Дак, отметили крайние точки траектории движения сверхзначимого идеологического объекта. Отделенная от материнской скульптуры дверь, представляла теперь распадающуюся империю.
Распад СССР и связанный с этим событием травматический опыт становится тканью последующих инсталляций художника. В 1993 году Сергей Бугаев (Африка) проводит месяц в Крымской психиатрической больнице №1, там, где наиболее ярко переживаются метаморфозы бессознательного. В результате пребывания в больнице художник становится действительным членом Крымской ассоциации психиатров, психологов и психотерапевтов. Художник - доктор и пациент своей эпохи.
На экспозиции "Бессознательное: не верь глазам" фигура больного вновь оказывается одной из центральных. Эстетизация травмы - в центре экспонирования. Зритель находится на приеме у социальных костюмов. Он примеряет на себя роль художника, стоящего вне социальной иерархии с ее униформами.
Процесс смотрения, зрения не может не быть в центре внимания, когда речь идет о выставке. "Бессознательное: не верь глазам" это одновременно и настройка оптического аппарата человека, и программа экологии оптики. Но одновременно испытание цветом, цветовые таблицы в идеологическом контексте "Дональдеструкции" указывает скорее на хрупкость бессознательного, чем на его стабильность. О какой автономии субъекта, о какой чистоте восприятия можем мы говорить в эпоху, когда бессознательное подвергается постоянной идеологической бомбардировке. Верить глазам? Чьим глазам? Чьи у нас глаза? Чьими глазами мы смотрим?
Кураторы проекта: Олеся Туркина и Виктор Мазин