15 мая 2005 года в Перми состоялось торжественное открытие Международного фестиваля "Дягилевские сезоны: Пермь-Петербург-Париж", который продлится до 23 мая 2005 года.
Первый день фестиваля открылся в Доме Дягилева.
В Перми на углу улиц Сибирской и Большой Ямской сохранился единственный в мире родовой дом Сергея Дягилева, где и состоялось открытие международного симпозиума VI Дягилевские чтения, в которых приняли участие именитые гости:
- Джон Болт - профессор Университета Южной Калифорнии, г. Лос-Анджелес (США)
- Стефани Джордан - профессор Университета Рохэмптон Суррей, г. Лондон (Англия)
- Александр Азаркевич - магистр искусств, докторант, Института искусств Польской академии наук в Варшаве (Польша),
- Стейн Алстейн - представитель Института нидерландской культуры в Париже (Франции)
- Алексей Васильевич Парин - театровед, критик, главный редактор издательства "Аграф", музыкальный обозреватель радиостанции "Эхо Москвы", руководитель международного семинара "Музыкальный театр сегодня" (Москва)
- Наталья Лазаревна Дунаева - театровед (Санкт-Петербург)
- Виталий Петрович Третьяков - доктор психологических наук, Санкт-Петербургский государственный университет, вице-президент Санкт-Петербургского Фонда культуры (Санкт-Петербург)
- Нина Станиславовна Бочкарева - доктор филологических наук Пермского государственного университета (Пермь)
- Олег Петрович Брезгин - искусствовед Пермской государственной галереи (Пермь) и многие другие.
На симпозиуме обсуждали проблемы:
- Личность С.П.Дягилева глазами меняющихся поколений
- Культурные проекты С.П.Дягилева: из прошлого в будущее
- Неизвестные страницы эпистолярного наследия С.П.Дягилева
- Искусство авангарда ХХ века
- От модерна к постмодерну
- Судьба искусства в современном мире
- Экспериментальное искусство: традиции и новаторство
- Модель синтетического театра сегодня
- Психологические проблемы мультимедиакультуры
- Зрелищная культура и современный театр
- Менеджмент в культуре и искусстве
В конце дня участники симпозиума и гости фестиваля увидели оперу А.Щетинского "Бестиарий". В либретто оперы соединены мотивы трех произведений: "Дочь болотного царя" Х.К.Андерсена, "Король-олень" К.Гоцци, "Превращение" Ф.Кафки. Общая для трех историй это тема превращения человека, однако, внутреннее содержание разрешение ситуации сильно разнятся. Автор либретто Алексей Парин организовал сюжетный материал параллельно, в виде десяти эпизодов.
Музыка в спектакле находится в состоянии постоянного превращения, потому что Щетинский играет с различными музыкальными языками - от ранней итальянской оперы в гоцциевской истории через средневековые звучания в сказке Андерсена до Шёнберга и минимализма в "Превращении" Кафки. Наиболее сильные в музыкальном отношении андерсеновские размышления о природе человека и финальный вокальный терцет эпилога.
Исполнители главных партий артисты Пермского академического театра оперы и балета имени П.И.Чайковского Татьяна Куинджи, Надежда Бабинцева, Сергей Власов и Владимир Тайсаев которые без труда входят в "кожу" трех ролей, требующих мгновенного "кабаретного" перевоплощения.
Удивительно маленький оркестр (струнный квартет, духовые и ударные) под руководством главного дирижера Екатеринбургской оперы Евгения Бражника органично встраивается в пространство локкумской церкви. Манеру Бражника отличает великолепная точность, радость от нахождения необычных тембров и умение отчетливо выделить лирические моменты.
В центральном выставочном зале состоялось открытие выставки театральных эскизов:
Впервые в Перми в рамках Международного фестиваля "Дягилевские сезоны: Пермь-Петербург-Париж" представлены уникальные костюмы антрепризы Сергея Дягилева: костюм балерины для балета И.Стравинского "Петрушка" (по эскизу А.Н.Бенуа, 1910 г.), костюм придворного кавалера к балету "Павильон Армиды" (по эскизу Н.Чернина, 1907 г.), костюм М.Фокина (ожерелье, фуфайка, набедренная повязка) для партии Амуна в балете "Египетские ночи" (по эскизу Л.С.Бакста, 7908 г.), мужской костюм к балету "Жар-птица (по эскизу А.Я.Головина, 1910 г.) и другие.
Много фотодокументов, среди которых "Артисты труппы С.Дягилева на репетиции" (конец 1909 начало 1910 гг.), "Артисты труппы С.Дягилева перед отъездом из Чикаго" (1916 г.), "Балерина Т.П.Красавина в балете "Петрушка". Посетители выставки увидят эскизы костюмов и декораций известных художников: Л.Бакста (эскизы костюмов к балету "Карнавал"), А.Бенуа (эскизы костюмов к балету "Петрушка"), П.Гончарова (сцены из балета "Шахерезада"), Б.Анисфельда (эскиз костюмов к балету "Подводное царство"), Л.Головина (эскизы к балету "Жар птица").
На выставке также представлена серия авторской фотографии известного Пермского фотографа Юрия Чернышова.
Сопровождает необычную выставку заместитель директора по науке Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства Наталья Ивановна Метелица.