С 27 апреля по 15 мая 2005 года Галерея искусств Зураба Церетели приглашает на выставку живописи Воислава Станича. Выставка произведений известного живописца из Черногории Воислава Станича организована при содействии правительства города Москвы, Правительства Республики Черногория и Российской академии художеств. В экспозиции представлено около 50 живописных полотен разных лет.
В.Станич родился в столице Черногории г. Подгорице в 1924 году. В 1951 году окончил отделение скульптуры Белградской академии художеств. С 1955 г. активно участвует в художественной жизни. Персональные выставки Станича проходили в различных музеях и галереях страны, а также за рубежом - в Осло, Риме, Берлине, в США. Художник - участник Венецианской биеннале в 1997 году.
Творчество Станича можно определить как одно из направлений сюрреализма, который в живописи художника приобретает черты наивного искусства - детскости восприятия, мечтательности и сентиментальности. Художник утверждает необходимость чуда в жизни человека, причем чудесное у него проявляется в самых обычных вещах. Искусству Войо Станича присущ элемент игры, соединения разных пластов реальности в пространстве картины.
На раннем этапе становления Станича на него оказало определенное влияние творчество Ван Гога. Изучение искусства Ван Гога помогло мастеру найти свой путь и прийти от скульптуры к живописи, которая дала возможность Станичу размышлять и о вечном движении, и о сиюминутных переменах.
Одна из главных проблем живописи художника - свет. В работах Станича обращает на себя внимание яркий свет средиземноморского солнца. Вдохновленный своим открытием света ("как будто я сам изобрел его", - шутил художник), он использует его самым невероятным образом: подсвечивает им темноту, разделяет композицию на освещенные и затененные части. Мастер показывает свет, который таинственно проявляется в картине, работает с разными источниками света, естественными (холодный лунный свет или теплый солнечный) и искусственными (огонь, лампа). Световая проработка живописи заметна в картинах "Кубы", "Скалистое место", "г. Будва", "Изумруд".
Игра со светом, также как и атмосфера таинственности и взгляд на мир немного со стороны сближает творчество Войо Станича и Магрита, но искусству Станича не свойственен холод интеллектуальных метафор, оно излучает средиземноморское тепло, передает чувство поэзии простых явлений.
С конца 1950-х гг. Воислав Станич живет возле моря. Выросший в горах, он принимает новый - Средиземноморский - образ жизни. Бескрайние просторы моря настраивают на философский лад, позволяют ему заглянуть в бесконечность, мысленным взором окинуть вселенную. Темы пляжа и жизни приморского города - любимые темы Станича ("Берег", "Купальщицы", "Рама").
Наблюдение - непрерывный процесс художественного образования Станича. Пребывание в Париже в 1958 году раскрыло для него много секретов искусства, которые он использовал в своем творчестве. Художник много времени провел в Лувре. Представленная в экспозиции "Улица Синджелича" написана в духе фламандского искусства - с тщательной выписанностью деревьев, домов, неба. На картине "Мост" обращают на себя внимание классический мотив арок в структуре моста и холодный люминизм.
В семидесятые годы в живописи Станича появилась открытая перспектива, формы стали более объемными, цвета - чище и прозрачнее. Все это заметно в картине "Рынок", представленной на выставке. В 1976 году мастер выставляется в Риме. Непосредственное восприятие итальянского искусства эпохи Возрождения и, вместе с тем, творчества современных художников (прежде всего, Джорджо де Кирико) позволило Станичу мыслить в рамках разных художественных систем. Опыт и наблюдение вместе с богатым юмором и неиссякаемым воображением воплотились в такой работе, как "Монте Марио".
В восьмидесятые годы в живописи Станича меняется цветовая гамма и образный строй. Сцены приобретают оттенок метафизики, что выражается в холодных и сдержанных отношениях между героями, их разобщенности. Персонажи сосуществуют в одном пространстве, но как бы в разных его измерениях на картинах "Улица", "Святой Антун", "Дворец", "Балкон". В следующее десятилетие искусство художника приобретает все более характерные сюрреалистические черты. В "Автодороге", "Моне Лизе" Станич уходит от целостности образов, так что фигуры буквально заменяются фрагментами.
Воислав Станич сочетает в своем искусстве черты живописи старых мастеров и опыт 20 века. Его искусство объединяет в себе философский взгляд на вещи и восприятие ребенка, что придает ему непосредственность выражения чувств. Станич рисует картины повседневности, но этой повседневности он придает оттенок значительности.