C 19 апреля по 9 мая 2005 года в "Галерее на Солянке" будет работать персональная выставка графики Светы Ивановой "Мои города".
Итальянский художник 18 века Каналетто запечатлевал для иностранных туристов родные пейзажи, не заботясь о достоверности изображений. Покупатели, случалось даже, возмущались, обнаружив, что, например, на венецианских видах Каналетто здания переставлены местами или убраны вовсе.
Такими комбинациями с недвижимостью известная петербуржско-московская художница Света Иванова не злоупотребляет, но все равно в опытах по воспроизведению городских реалий готова заходить далеко. Чтобы изображение обрело необходимую гармонию, художница может изменить цвет зданий, парапетов, неба, интенсивность освещения, увеличить или уменьшить габариты изображаемых объектов, изогнуть их, наклонить. Она делает это изобретательно и гораздо тоньше, чем компьютерный "фотошоп". Реальные виды и объекты дают Свете Ивановой импульс для творческого действия. При этом исходная форма используется ею как инструмент и как прием. В результате творческого вмешательства Светы Ивановой виды и объекты преобразуются - порой до неузнаваемости, - реальность трансформируется и обретает неожиданную форму. Бывает, что Иванова вовсе отказывается от реальных прообразов и создает полностью вымышленные, сказочные городские виды, в чистом виде "новую пейзажность" (по аналогии с "новой вещественностью", хорошо известной сведущим в искусстве).
"Новая пейзажность" Светы Ивановой - вне зависимости от того, изображает конкретная работа реальный или вымышленный ландшафт, - как ни странно это прозвучит, биоморфна и даже биологична. Изображенное художницей определенным образом одушевлено, наполнено энергией и обладает вполне человеческой или звериной выразительностью. Дома здесь имеют темпераменты, характеры, дурные или похвальные привычки.
У Светы Ивановой в изобразительном искусстве есть некоторые достаточно очевидные предтечи и единомышленники: в России - "мирискусники" и "голуборозовцы", Артур Фонвизин, Владимир Конашевич, группа "Тринадцать" (в том числе Татьяна Маврина), целая плеяда художников советской детской книги и анимационного кино. У Ивановой имеется хорошая творческая родословная. Но на фоне предшественников она не теряется: ее сильная индивидуальность отличает сделанное ею от всего, что было в искусстве ранее. Путешествуя по разным русским и западноевропейским городам, художница видит их и изображает по-своему, так, как не удавалось никому. Вот потому-то она и имеет полное право сказать о них: "Мои города".
Евгений Голлербах, журнал Номи.