Литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме расположен в южном флигеле Шереметевского дворца, где после революции получили служебное жилье советские служащие и где Ахматова, не имеющая собственного дома, поселилась в семье своего третьего мужа, искусствоведа Николая Пунина.
Несколько десятилетий жизни Ахматовой, с 1925 по 1952 гг., связаны с местом, которое является уникальным даже в насыщенном исторической памятью петербургском пространстве. На северных воротах дворца сохранился герб древнего Шереметевского рода с девизом "Deus conservat omnia". "Бог сохраняет все" - и здесь, за этими стенами, среди деревьев этого сада продолжают одновременно существовать, просвечивая друг сквозь друга, слои трехсотлетней истории Петербурга, позволяя Ахматовой сказать: "Я помню все в одно и то же время". "Все" - это жестокие и героические события петровской эпохи, и елизаветинские маскарады, и тени золотого пушкинского века, и маски века серебряного. "Все" - это и романтическая любовь графа к крестьянке, и грубая советская пошлость. Фонтанный Дом стал для Ахматовой ее домом тогда, когда советская власть начала безжалостно уничтожать память о прошлом, безжалостно разрушать человеческие жизни. Тогда Ахматова приняла на себя миссию поэта-хранителя памяти и поэта сострадающего.
Ахматова и близкие ей люди в полной мере разделили трагическую судьбу ленинградской интеллигенции ХХ века. Музей Ахматовой - это единственный в своем роде музей, предъявляющий посетителям меты и реального советского быта, и духовного бытия людей, пытавшихся в бесчеловечных условиях сохранить достойный уклад жизни. Культурное пространство дворца и сада преломляется в пространстве коммунальной квартиры, которая выступает как мемориальная часть музея. Но музей Ахматовой - прежде всего Дом Поэта. Литературному музею противопоказана одномерность, линейность экспозиционного решения, однозначность "прочтения" музейных экспонатов. С учетом этого и была создана новая экспозиция, предполагающая наряду с мемориальным пространством пространство метафорическое. В основе драматургического построения мемориальной части экспозиции - конкретные сюжеты биографии Ахматовой: первый приход ее в этот дом, связанный с вскоре рухнувшей надеждой на личное счастье, события, вызвавшие к жизни ахматовский "Реквием", рождение "Поэмы без героя", встреча Ахматовой с сэром Исайей Берлиным и последствия позорного партийного постановления 1946 года, пытавшегося вычеркнуть имя Ахматовой из российской культуры. Через кухню и коридор коммунальной квартиры с их реалиями скудного быта посетитель попадает в белую ротонду, организованную классическим ритмом колон, что вызывает ассоциацию с ахматовской поэтикой. Здесь развернута собственно литературная экспозиция, представленная инсталляциями из подлинных предметов - рукописи, фотографии, книги, произведения изобразительного искусства, мемории, - соседствующих друг с другом по законам художественного монтажа. Ключ к постижению образного смысла семи инсталляций дают эпиграфы к ним - строки из Северных элегий Ахматовой. Литературная экспозиция приоткрывает посетителю поэтическую биографию Ахматовой. Сад Шереметевского дворца, который врывается в окна комнат и "отражается" в стенах-зеркалах ротонды, органически включается в структуру и мемориальной, и литературной экспозиции музея. Эффект восприятия экспозиции поддержан ее звуковой и световой "режиссурой".
Современные экспозиционные приемы, применение новых технологий, интерактивные экскурсионные программы - все это позволяет посетителю выстроить собственную логику общения с экспонатами музея, стать "свидетелем" и "участником" событий тех лет. Можно сесть за стол, полистать альбом с фотографиями, завести патефон, подержать в руках старые вещи, "считывая" с них их историю, разворачивая "свернутую" в них метафору, можно, как принято было в этом доме, перед Рождеством украсить домашнюю елку, перед Пасхой расписать яйца. И все это для того, чтобы встреча посетителей музея с героями его новой экспозиции - с поэтом Ахматовой, с ее драматическим временем, с ее поэзией - состоялась.