С 22 февраля по 20 марта 2005 года Государственный Дарвиновский музей представляет выставку работ Ф.К.Лоренца "Мастер Природы". Автор выставки - И.В.Фадеев, дизайнер - С.Е.Пешехонов.
Федор Карлович Лоренц (15 марта 1842 года - 5 октября 1909 года) не имел специального биологического образования (он закончил только трехклассную церковно-приходскую школу), что не помешало ему внести очень значительный вклад в российскую орнитологию. Увлечение охотой, желание сохранить трофеи и глубокий интерес к природе сделали сына ткача из польской глубинки выдающимся натуралистом-препаратором. Основанная им таксидермическая фирма стала важнейшим источником научных экспонатов для музеев и частных коллекций.
Лоренц опубликовал более сорока научных работ по орнитологии и, кроме того, регулярно печатался в журнале "Природа и охота" и "Охотничьей газете". Его научные интересы были сосредоточены, в основном, на цветовых вариациях и помесях те-теревиных птиц.
С 22 февраля по 20 марта в Государственном Дарвиновском музее будут демонст-рироваться тринадцать биогрупп Лоренца, представляющих собой мастерски выпол-ненные чучела животных, помещенные в особые (очень живописные) микроландшаф-ты и закрытые стеклом. Они напоминают работы английских таксидермистов викторианской эпохи, но имеют целый ряд отличительных признаков, характерных именно для препаратов Лоренца.
В первый и последний раз эти биогруппы выставлялись на московской Политехнической выставке 1872 года, где были удостоены золотой медали. Это событие положило начало русской школе научной таксидермии, и кустарный промысел ("набивка чучел") превратился в искусство.
После выставки 1872 года биогруппы находились в запасниках сначала Политехнического, а потом и Дарвиновского музея и, таким образом, теперь выставляются впервые за сто тридцать лет!
Кроме того, на выставке (опять-таки впервые - но уже за последние сто лет) будут представлены иллюстрации к работе Лоренца об изменчивости и гибридизации тетеревиных птиц, материалы для которой Федор Карлович собирал около сорока лет. Чучела для этих иллюстраций монтировались особенно тщательно и в свежем виде, то есть еще до неизбежной "сухой" деформации. Их фотографировали на фоне свежесрезанных веток с листьями - для придания снимкам естественности. Полученные таким образом фотографии ретушировались и раскрашивались от руки, что позволяло абсолютно точно воссоздать все цвета ярких птиц, включая тончайшие оттенки их оперения и даже линьки.
Фотографии должны были украсить главный научный труд Лоренца, который, к сожалению, не удалось издать. Однако альбом иллюстраций, дополненных выдержками из работ Лоренца и его краткими заметками, все-таки был опубликован в 1910 году одним из венских издательств - по инициативе основателя и первого директора Дарвиновского музея Александра Федоровича Котса. В 1911 году альбом получил золотую медаль на Международной охотничьей выставке. В то же время, это произведение полиграфического искусства, ставшее "достойным памятником знания и таланта покойного" натуралиста, не могло быть издано большим тиражом и потому сразу же стало библиографической редкостью.
В день смерти Лоренца профессор М.А.Мензбир писал о нем: "Да послужит он примером тем, кто работает на скромном поприще препараторской деятельности, - наглядно показывая, что они могут сделать для науки при уважении к ней"…