В Михайловском замке в галерее Рафаэля открыта выставка "Эпоха Ренессанса в творчестве русских художников". Следуя замыслу владельца Михайловского замка императора Павла I, знатока и ценителя древнего искусства, будет создана экспозиция, в которую войдет около 50 экспонатов - копии с произведений мастеров эпохи Возрождения, в том числе Рафаэля, Тициана, Веронезе, выполненные известными русскими художниками А.Ивановым, Ф.Бруни, П.Басиным и др.
Реставрация Галереи Рафаэля завершена в 2002-2003 году.
Галерея Рафаэля (Готлисовый покой) входит в ансамбль парадных апартаментов императрицы Марии Федоровны. Отделка интерьера исполнена по проекту Винченцо Бренны в 1799-1801 гг. Свое название галерея получила благодаря четырем шпалерам, располагавшимся на продольной стене напротив окон. Вытканные на французской королевской гобеленовой мануфактуре, они являлись подарком французского короля Людовика XVI и повторяли сюжеты настенных росписей Рафаэля в Ватикане: "Константин пред войском", "Изгнание Гелиодора из храма", "Афинская школа" и "Парнас". В настоящее время три шпалеры находятся в собрании Государственного Эрмитажа, а самая известная - "Афинская школа" - в Лейпциге.
В галерее Рафаэля сохранилась первоначальная монументальная живопись перекрытия. Картины на холсте представляют собой единственные образцы плафонной живописи павловского времени, сохранившиеся в главном сооружении этого царствования. Все живописное оформление перекрытия принадлежит кисти немецкого художника Я.Меттенлейтера (1750-1825). Сюжет центрального плафона - "Храм Минервы", представляет апофеоз свободных искусств и ремесел. Среди персонажей картины есть два портретных изображения. В правой части композиции помещен портрет Винченцо Бренны в образе архитектора в красном плаще, руководящего строительством храма. На капители колонны рядом с ним - лист с планом бельэтажа Михайловского замка. Автопортрет Меттенлейтера представлен в образе художника, сидящего за мольбертом (в центре картины). Эти детали превращают абстрактную аллегорию в сцену строительства Михайловского замка.
Два другие плафона - "Прометей, оживляющий человека" и "Прилежание и Леность" воспевают трудолюбие человека, безграничность его творческих возможностей.
Роспись по штукатурке была восстановлена по выявленному фрагменту в процессе недавно завершившейся реставрации Галереи. По аналогиям XVIII века воссоздан наборный паркет.
Художественное убранство Галереи дополнялось гипсовыми печами, мраморным камином, зеркальными трюмо в простенках между окон, живописными десюдепортами, золоченой резьбой дверей, бронзой и вазами из цветного камня. Богатство и великолепие отделки этого зала вполне соответствовало его назначению как помещения, в котором в особо торжественных случаях придворные и гости ожидали выхода императорской четы из церкви.