28 февраля в 16.00 Арт-Центр "Пушкинская-10" и Музей Нонконформисткого искусства приглашают на открытие выставки заслуженного художника России - Виталия Ивановича Тюленева
(1937-1997 гг.). Живопись, графика. Куратор - И.Н.Тюленева. Выставка продлится до 27 марта.
Виталий Иванович Тюленев (1937-1997 гг.) - входит в число лучших живописцев России. Его творческое наследие находится в 42 музеях бывшего Советского Союза, в том числе: 22 работы - в Государственном русском музее (Санкт-Петербург), 5 - в Третьяковской галерее (Москва), а также в ЦВЗ "Манеж" (СПб), Музее Людвига (Кельн, Германия), галереях Великобритании, Франции, даже - Китая, в частных собраниях России и зарубежья.
Глядя на его работы трудно представить, что он никогда не принадлежал к числу легендарных "независимых" (или неофициальных") художников "Газаневской" культуры Ленинграда 70-х годов, так же, как и "коллегам по цеху" - а был Виталий Иванович представителем "академической" школы - невозможно поверить ни в то, ни в другое.
Творческая манера В.И.Тюленева, часто определяемая как "изобразительные стихи", - была столь своеобразна, что даже входила в некоторое логическое противоречие с фактами личной биографии.
Де юре - обычная биография представителя ленинградской академической школы:
сначала - выпускник СХШ, затем - Академии художеств им.Е.И.Репина (шесть лет ученичества в мастерской Евсея Моисеенко, после которой был оставлен в ординатуре - в мастерской Виктора Михайловича Орешникова). Участник городских, зональных, республиканских, всесоюзных, международных и зарубежных выставок, член Союза Художников, преподаватель Академии художеств им.Е.И.Репина, член правления художников СССР.
Де факто - Академия второй половины пятидесятых значительно отличалась от довоенной Академии. Два мощных потока поочередно смыли присущей ей глянец. Конструктивисты основательно потрудились по уничтожению старой академической школы вместе с ее античными слепками, привнеся дух бунтарства, а пришедшие им на смену продолжатели реалистического искусства завершили их дело, сметя со своего пути конструктивизм и отправив в ссылку его идеолога - Пунина,а заодно и разметав перспективную методику. Поэтому в рассматриваемый период чувствовалось некое расслабление, усталость от борьбы, позволявшая студентам искать свое творческое лицо без оглядки на старшего. К тому же, мастерская Евсея Моисенко славилась своей демократичностью и достаточной свободой для творчества. Другой учитель В.И.Тюленева - Орешников, воспитанный на традициях русской реалистической школы, при всей своей " мастеровитости", не мог повлиять на творчество ученика ( хотя в искусстве - трудно определить наличие или отсутствие влияния, поскольку иногда даже отрицание становится определяющим фактором для появления нового).
Таким образом, не вопреки, а благодаря фундаментальному образованию - свободное владение ремеслом " развязывало руки", сформировались неповторимая творческая индивидуальность и художественный стиль В.И.Тюленева, явилась легкость преодоления черты, где, как полагали, владения живописи едва ли могут простираться. Для художника главным был замысел картины, а она уже сама подбирала себе изобразительную систему - язык: от традиционного реализма до символизма, ассоциативных приемов, гиперболы, метафоры.
Особенностью творческой манеры В.И.Тюленева является проявление родства живописи и поэзии: законы сопоставления предметов на его полотне диктуются поэтической мыслью, использующей эмоционально-смысловые ассоциации в качестве своего конструктивного принципа. Поэтому многие картины подчас подобны лирическому стихотворению.
Проблема сочетания изображений друг с другом, следуя контексту образов в сознании, решалась художником совмещением на холсте объектов, не "встречающихся" друг с другом в мгновенном восприятии: разделенных временем, местоположением или показанных с различных точек отсчета, в разных масштабных измерениях. Это позволяло вносить в отношения предметного мира коррективы духовных значимостей.
Эпилог. Еще за три года до легендарных выставок "независимых" или "неофициальных" художников в ДК им.Газа и "Невском" - еще в 1972 году открылась "Выставка Одиннадцати", одним из которых, как раз, и был Виталий Иванович. Она - эта выставка - по рассказам современников - неожиданным образом повлияла не только на зрителей и художников, но и на русское искусство в целом (дала возможность не только выйти из подполья тому, что зрело в шестидесятые годы в мастерских и не соответствовало официальным установкам художественной цензуры, но изменила, как говорят, саму цензуру, отчасти сломав ее ортодоксальность.
К сожалению, на эту выставку критика отреагировала, в основном, отрицательно, фундаментальных публикаций, позволяющих сегодня восстановить события в точности и последовательности, не было, что позже привело к забвению.
Но Виталия Ивановича тут все же заметили, причем не только в хорошем смысле этого слова. После выставки против его фамилии была поставлены "галочка", уже сопровождавшая его как неотъемлемая часть фамилии до последних лет. Дальше - заработала партийная машина как обычно: о нем заговорили, но не зрители, а в обкоме, горкоме.
Итогом стало обвинение "в формализме" и, как следствие, - увольнение с преподавательской работы в Академии художеств.
Что было дальше? Перестройка, и, конечно же, - награждение серебряной медалью Академии Художеств России в 1996 г. , Виталий Иванович же - все дальше шел творческой тропой, ни на кого не оглядываясь, - "свой, как говорится, среди чужих, чужой - среди своих".