НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Живопись и графика В.И.Тюленева

c 28 февраля по 27 марта 2005Санкт-Петербург
Арт-центр ''Пушкинская-10''
28 февраля в 16.00 Арт-Центр "Пушкинская-10" и Музей Нонконформисткого искусства приглашают на открытие выставки заслуженного художника России - Виталия Ивановича Тюленева

(1937-1997 гг.). Живопись, графика. Куратор - И.Н.Тюленева. Выставка продлится до 27 марта.

Виталий Иванович Тюленев (1937-1997 гг.) - входит в число лучших живописцев России. Его творческое наследие находится в 42 музеях бывшего Советского Союза, в том числе: 22 работы - в Государственном русском музее (Санкт-Петербург), 5 - в Третьяковской галерее (Москва), а также в ЦВЗ "Манеж" (СПб), Музее Людвига (Кельн, Германия), галереях Великобритании, Франции, даже - Китая, в частных собраниях России и зарубежья.

Глядя на его работы трудно представить, что он никогда не принадлежал к числу легендарных "независимых" (или неофициальных") художников "Газаневской" культуры Ленинграда 70-х годов, так же, как и "коллегам по цеху" - а был Виталий Иванович представителем "академической" школы - невозможно поверить ни в то, ни в другое.

Творческая манера В.И.Тюленева, часто определяемая как "изобразительные стихи", - была столь своеобразна, что даже входила в некоторое логическое противоречие с фактами личной биографии.

Де юре - обычная биография представителя ленинградской академической школы:

сначала - выпускник СХШ, затем - Академии художеств им.Е.И.Репина (шесть лет ученичества в мастерской Евсея Моисеенко, после которой был оставлен в ординатуре - в мастерской Виктора Михайловича Орешникова). Участник городских, зональных, республиканских, всесоюзных, международных и зарубежных выставок, член Союза Художников, преподаватель Академии художеств им.Е.И.Репина, член правления художников СССР.

Де факто - Академия второй половины пятидесятых значительно отличалась от довоенной Академии. Два мощных потока поочередно смыли присущей ей глянец. Конструктивисты основательно потрудились по уничтожению старой академической школы вместе с ее античными слепками, привнеся дух бунтарства, а пришедшие им на смену продолжатели реалистического искусства завершили их дело, сметя со своего пути конструктивизм и отправив в ссылку его идеолога - Пунина,а заодно и разметав перспективную методику. Поэтому в рассматриваемый период чувствовалось некое расслабление, усталость от борьбы, позволявшая студентам искать свое творческое лицо без оглядки на старшего. К тому же, мастерская Евсея Моисенко славилась своей демократичностью и достаточной свободой для творчества. Другой учитель В.И.Тюленева - Орешников, воспитанный на традициях русской реалистической школы, при всей своей " мастеровитости", не мог повлиять на творчество ученика ( хотя в искусстве - трудно определить наличие или отсутствие влияния, поскольку иногда даже отрицание становится определяющим фактором для появления нового).

Таким образом, не вопреки, а благодаря фундаментальному образованию - свободное владение ремеслом " развязывало руки", сформировались неповторимая творческая индивидуальность и художественный стиль В.И.Тюленева, явилась легкость преодоления черты, где, как полагали, владения живописи едва ли могут простираться. Для художника главным был замысел картины, а она уже сама подбирала себе изобразительную систему - язык: от традиционного реализма до символизма, ассоциативных приемов, гиперболы, метафоры.

Особенностью творческой манеры В.И.Тюленева является проявление родства живописи и поэзии: законы сопоставления предметов на его полотне диктуются поэтической мыслью, использующей эмоционально-смысловые ассоциации в качестве своего конструктивного принципа. Поэтому многие картины подчас подобны лирическому стихотворению.

Проблема сочетания изображений друг с другом, следуя контексту образов в сознании, решалась художником совмещением на холсте объектов, не "встречающихся" друг с другом в мгновенном восприятии: разделенных временем, местоположением или показанных с различных точек отсчета, в разных масштабных измерениях. Это позволяло вносить в отношения предметного мира коррективы духовных значимостей.

Эпилог. Еще за три года до легендарных выставок "независимых" или "неофициальных" художников в ДК им.Газа и "Невском" - еще в 1972 году открылась "Выставка Одиннадцати", одним из которых, как раз, и был Виталий Иванович. Она - эта выставка - по рассказам современников - неожиданным образом повлияла не только на зрителей и художников, но и на русское искусство в целом (дала возможность не только выйти из подполья тому, что зрело в шестидесятые годы в мастерских и не соответствовало официальным установкам художественной цензуры, но изменила, как говорят, саму цензуру, отчасти сломав ее ортодоксальность.

К сожалению, на эту выставку критика отреагировала, в основном, отрицательно, фундаментальных публикаций, позволяющих сегодня восстановить события в точности и последовательности, не было, что позже привело к забвению.

Но Виталия Ивановича тут все же заметили, причем не только в хорошем смысле этого слова. После выставки против его фамилии была поставлены "галочка", уже сопровождавшая его как неотъемлемая часть фамилии до последних лет. Дальше - заработала партийная машина как обычно: о нем заговорили, но не зрители, а в обкоме, горкоме.

Итогом стало обвинение "в формализме" и, как следствие, - увольнение с преподавательской работы в Академии художеств.

Что было дальше? Перестройка, и, конечно же, - награждение серебряной медалью Академии Художеств России в 1996 г. , Виталий Иванович же - все дальше шел творческой тропой, ни на кого не оглядываясь, - "свой, как говорится, среди чужих, чужой - среди своих".

www.museum.ru/N21041
Ваше мнение »»

»»Арт-центр "Пушкинская-10"
Адрес:город Санкт-Петербург, Пушкинская ул., 10, офис 1
Проезд:Ст. м. "Площадь Восстания". Вход с Лиговского проспекта, 53 (под арку), напротив - Московский вокзал
Телефоны:(812) 764-5371, 8 952 395 2008 (заказ экскурсий)
сайт:p-10.ru/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 22.11.2024  x    ?  


Неизвестный Щукин. Не только новое искусство

MUSEUM LOCI. Взгляд архитекторов XXI века

Выставка «Незнакомка. Три видения» в Музее-квартире А.А. Блока

Музей Михаила Булгакова выпустил большой просветительский проект о жизни Булгакова в Москве

Юбилейная конференция "Михаил Булгаков в потоке российской истории XX-XXI веков"

Выставка "Царь сказки. К 180-летию со дня рождения Н.А. Римского-Корсакова" в Национальном музее музыки

Цикл концертов к выставке «А в степи: бушует ветер…» в Центре современного искусства AZ/ART

Новая экспозиция Третьяковской галереи на ВДНХ в павильоне №1 "Центральный"

Выставка "Четыре масти" в Галерее Беляево

Концерт камерной музыки в Томском художественном музее

Выставка «Магия акварели» в Третьяковской галерее

В тени Арарата. Групповая выставка современных турецких и армянских художников в Эрарте

Выставка "Легенды военной разведки" в Музее Победы

Большой осенний кадетский бал в Музее Победы

Выставка «Репин. Детали» в Музее Академии художеств

Арт-резиденция в Тарусе: открыт прием заявок

Выставка "Фоссилизация: путь в вечность" на ВДНХ

Художник Пётр Бучкин: Углич - Петербург - Ленинград

Выставка «Внимание, человек!» в Дарвиновском музее

Владимир Янтарёв «К звездам…»

Планшетная выставка "Вклад Российской академии наук в развитие науки об измерениях"

Памяти Ирины Яковлевны Богуславской. К 95-летию со дня рождения

Юбилейная выставка живописи и графики Константина Петрова в Российской академии художеств

Выставка «Пространства Андрея Васнецова» в Музейно-выставочном комплексе РАХ

Евгения Варенцова «Полёт над миром»

Выставка «Лермонтов. Места силы». Финальная серия

Армянские художники в собрании Ростовского областного музея изобразительных искусств

Выставка «Сага о болоте» в Дарвиновском музее

Ольга Тихонова. "На Лоне"

Выставка "Азбука чистоты. Советы Мойдодыра" в Военно-медицинском музее

"Совпадение горизонта". Живопись Владимира Мигачева и Александра Кабина

Выставка «А в степи: бушует ветер...» в Центре современного искусства AZ/ART

Выставка к 10-летию воссоединения Крыма и Севастополя с Россией в Коломенском

Казус Мейерхольда, или «Ревизора» хочется всегда

Итоговая коллажная выставка в Русском музее фотографии


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru