Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Государственная Третьяковская галерея представляют выставку "Андрей Красулин: образ жизни" (Живопись, скульптура, объекты, инсталляции). Пресс-конференция 16 февраля 2005 года в 14.00. Выставка открыта с 17 февраля по 6 марта.
"Андрей Красулин - в глубинном смысле хранитель вещей. Он спасает от истления и забвения радостно предающиеся ему в первозданности материалы. Бумага и картон, дерево, камень или железо - все идет в дело и претворяется в форму, живущую внутри материала(…) Присущий Красулину неподкупный минимализм (…) ясно выражает его глубинную интуицию: искусство не занятие, это образ жизни." (Михаель Элле)
Впервые в Третьяковской галерее открывается персональная выставка Андрея Красулина. Устроенная непосредственно вслед за 70-летием художника, она представляет более сотни произведений: скульптурные, живописные и графические работы, объекты, инсталляции, созданные с начала 1970-х годов по сегодняшний день. При широком охвате материала выставка не имеет строго ретроспективного характера. Экспозиция, построенная по тематическому принципу, не демонстрирует смену манер, эволюцию стиля и т.п. Ее основная идея - выявить неизменные качества творчества Андрея Красулина, художника, обладающего даром раскрывать органическое единство предмета и материала, делать очевидным взаимодействие формы и материи, высвобождать "причудливые души подчас уже ставших хламом вещей" (М.Элле).
Андрей Николаевич Красулин родился в Москве в 1934 году. В 1949 он поступил в скульптурный класс Московской средней художественной школы, в 1953 - в Московское высшее художественно-промышленное училище на отделение монументальной и декоративной скульптуры, где его учителем был Саул Рабинович. Творческая биография Красулина складывалась нетипично для художника, который, по его собственному признанию, за годы обучения оказался "преисполнен отвращения к тому, что в училище называлось скульптурой". При всем неприятии официозного искусства, Красулин "не состоял" и "не участвовал" в протестном движении отечественного андеграунда, а попал в среду монументалистов. Его движение к собственной манере во многом шло через решение дизайнерских задач, которые Красулин всегда понимал не как оформительство, а как поиск "правильного устройства вещей в пространстве".
Ранние скульптурные работы Андрея Красулина 1960-70-х годов - словно извлеченные из небытия фигуры и предметы. Рельефы силятся проявиться из толщи материи-времени, круглые скульптуры кажутся лапидарными фрагментами исчезнувших архаических эпох. Начиная с 1980-х, излюбленным материалом Красулина становится дерево. Часто то, что делает художник, весьма условно можно назвать скульптурой - он лишь подправляет природную конфигурацию встреченного им объекта. Но, даже используя уже "бывшие в употреблении" предметы, художник никогда не трактует их с позиций концептуального аллегоризма. Предмет Красулина - не ready-made: самодостаточный смысл заключен в его собственном пластическом качестве. В последнее время художник активно обращается к живописным и графическим материалам. И опять лишь условно можно назвать "живописью" выкрашенные широкой кистью доски и ящики или "полосы" и "границы" на картоне или бумаге, а "графикой" - лаконичные "почеркушки" либо композиции, которые Андрей Красулин создает, используя в качестве материала черновики своей жены - писательницы Людмилы Улицкой. Но что бы ни делал художник, он "мыслит себя создателем некой среды, складывающейся из вещей, чье назначение, по сути, - заполнять метафизическую пустоту" (Г.Ельшевская).
Дополнительно о художнике см. http://www.museum.ru/N21016