10 марта 2005 года в Государственном музее Востока открылась выставка старинной вышивки Средней Азии "Непотерянный рай". Дополнявшая с давних пор убранство скромных жилищ и роскошных покоев, с XIX века вышивка стала уже одним из популярных и процветающих видов народного искусства Средней Азии. В земледельческих районах Туркестана, в частности, получили распространение крупные декоративные покрывала, а, например, удивительные по красоте предметы для убранства юрты создавались кочующими в степях пастухами.
В экспозиции представлено около 300 экспонатов как из собрания Государственного музея Востока, так и вышивки и образцы одежды из частной коллекции Таира Ф. Таирова. Гордостью музейной коллекции являются свадебные покрывала - сюзани XIX - начала ХХ вв., старинные вышивки основных среднеазиатских центров этого вида искусства, а также прекрасно сохранившийся расшитый замшевый халат. Некоторые образцы никогда прежде не выставлялись.
Общий вид вышивки, ее узор, размеры - все зависит от назначения изделия. Самые крупные покрывала - сюзани (в переводе с фарси "шитье иглой") предстают как единое панно с центральным полем и каймой. Вышивки типа болинпушей накидывали на подушки в изголовье постели, а вышивками такъяпуши прикрывались, к примеру, стенные ниши. Совсем иначе выглядят молитвенные коврики - джойнамазы, а также простыни - руйджо, на которых узор и кайма отличаются и располагаются по другому. Так, в соответствии с предназначением последних, центральное поле оставляется на них нетронутым, а кайма напоминает или нишу, или отличается П-образной композицией.
Старинные покрывала делались из некрашеной хлопковой ткани маты, кустарного производства. До второй половины XIX века они расшивались шелковыми нитями, окрашенными натуральными красителями. Узор на полосах ткани отточенной камышинкой - каламом наносила специально приглашенная рисовальщица - калямкаш. Полосы вышивались каждая отдельно, а затем сшивались. Техника вышивки придавала любой вещи необыкновенную художественную выразительность.
Следует отметить, что в Бухаре, Самарканде, Ташкенте, Джизаке, Ура-Тюбе и т.д. мастерицы использовали в работе собственные узоры и комбинации вышивальных швов. К примеру, крупные сюзани из Шахрисябза, не имеющие и миллиметра свободного фона, испещрены мельчайшими крестиками ироки, которые создают впечатление прекрасного коврового рисунка. Орнамент вещей, создававшихся в земледельческих районах, носил растительный характер, а вышивкам, особенно в свадебных обрядах и в народных празднествах, приписывалась даже магическая сила оберегов.
Гордостью коллекции Таира Ф. Таирова, которая собиралась на протяжении 20 лет, являются вышивки локайцев, одной из кочевых народностей южного Узбекистана и Таджикистана. Эти вышивки встречаются редко, вызывая огромный интерес, в первую очередь своими орнаментальными мотивами. Такой же интерес вызывают и уникальные предметы традиционного костюма из его же собрания - платья и халаты из полушелковых и шелковых тканей. Все они украшены расшитой каймой. Прекрасную вышивку, которая чаще всего служила декоративной отделкой, мы видим и на головных уборах, платках, поясах, небольших сумочках для утвари, также широко представленных в экспозиции.
Выставка впечатляет, как и мастерство тех, кто творил этот прекрасный вид народного искусства Средней Азии. Она будет открыта до 10 мая с.г.