С 1 по 16 февраля 2005 года Центральный Дом Художника приглашает в 8 зал (часть) на выставку "Имитация. Самосожжение. Предсказание", в которой принимают участие Сергей Подрез, Николай Востриков и Наталья Хвостенкова. Живопись, фотография, видеоинсталляция. Москва - Нью-Йорк. Группа "Sintez-30". Открытие выставки 3 февраля в 17.00.
Имитация.
Искусство конца ХХ века окончательно заблудилось и увязло в деконструкции. Сегодня художник нем. Он не имеет права говорить простыми ясными словами, каждое его движение обязано подтверждаться комментариями, примечаниями, сносками; куда в последние десятилетия ушел весь смысл. Наверное, было бы честнее оставить чистый комментарий, похоронив в очередной раз сам предмет искусства, но похороны как-то подзатянулись, лопаты подзатупились, а искусство мутировало в некую прикладную заумь, доступную узкому кругу посвященных. Посему обывателю, попадающему на актуальную тусовку, быстро становится скучно и неинтересно; как понять, почему некий предмет является не предметом, а копией копии, что "фонтан" Дюшана, это не тот унитаз что выставил сто лет назад художник, а копия того унитаза, а если смысл не в предмете, а в его идее, то не проще ли получить эту идею по электронной почте? И за что тогда платить деньги? Идею не спрячешь в сейф, не повесишь на стену.
Сегодня "подлинность" как понятие уходит из обращения, и речь не о том, что в Америке находится картин импрессионистов в десятки раз больше, чем художники сделали за свою жизнь. Предвидя свою посмертную судьбу, Сальвадор Дали подписал тысячи абсолютно чистых листов, заранее подтвердив подлинность будущих подделок. Виртуальная реальность вытесняет натуральную жизнь каждую секунду. Ребенок, проводящий за компьютером большую часть своего свободного времени, понятия не имеет, какая может быть связь между коровой и молоком, в одном случае это пакет из магазина, в другом персонаж мультика. Да и само молоко есть симулякр подлинного молока. Любовь по телефону стала привычным атрибутом, не надо напрягаться, искать, мучаться, набрал номер и проблема решена, сладкий голос обласкает тебя до самых интимных деталей. Телевидение, этот монстр подделок, способно на все, от отдыха на Карибах до выбора президента. Можно сидеть в тюремной камере и наслаждаться дорогими авто, яхтами, мылом и стиральным порошком. Редкий человек потребляет сегодня музыку в зале консерватории, ее давно заменили пластмассовые диски. А семейные фотоальбомы с пожелтевшими от времени фотографиями, заменили экраны компьютеров, над которыми не властно время.
Сегодня, эти мерцающие в каждом доме экраны - вместо костра пещерного человека; круг замкнулся, мы все заворожено пытаемся понять смысл пляшущих языков.
Самосожжение - это не ультиматум, не шантаж, не террор, не отчаяние, не анархия хаоса, это размышление в пламени огня.
Сегодня у художника нет выбора кроме одного - огонь, и, обитая в этой среде, он должен быть бескомпромиссен и честен.
Огонь не допускает фамильярного лживого и сентиментального отношения к себе, и назвать поступок художника романтическим или пафосным не представляется возможным. Огонь краток и убедителен.
Кратким и убедительным обязан быть и художник. Такова парадигма века. Из искры не обязательно раздувать пламя, искры - исходный материал для фейерверка...
Огонь - это власть. Распоряжаться огнём означает обладать властью. Колесо, геометрия и порох - равновеликие изобретения. Порох - не самый быстрый и искушённый вельможа при дворе огня. Есть иллюзия, будто у огня осталось мало ресурсов, и будто Прометей добыл не огонь, а копию, жалкую подделку: за долгую историю пламень ада не испепелил врагов. Часто огню приходится учиться заново, а языки пламени всё реже созвучны с паролем и совсем не озаряют врат тьмы.
Предсказание.
Хлебников предсказал революцию с точностью до минуты, Дали предчувствовал гражданскую войну, Гумилев описал свою смерть, Кирико написал портрет Апполинера с раной в голове, тем самым заглянув в будущее.
Художники во все времена были тонкими сейсмологами, предчувствующими грядущие катаклизмы. Они, как животные, обладают шестым чувством, они видят то, что невидимо другим. Но проблема не в том, чтобы предсказать цунами, а в том, чтобы это послание было услышано. К сожалению, истина никого не волнует. История человечества говорит, что жизнь бурлит возле денег и власти, а правда интересует узкий круг дилетантов. И это правильно. Человек должен быть сыт и здоров, а государство сильным и богатым.
Кажется, если кто-то крикнет вдогонку уплывающему Титанику "остановись!", то корабль заглушит моторы, а пассажиры заспешат на берег домой; увы, человек слишком влюблен в свою силу и мощь, а гордыня должна быть наказана. И если вам доведется попасть ненароком в Филадельфийский музей искусств, очутившись возле картины "Предчувствие гражданской войны", скажите про себя, что история ничему не учит, и нет пророка в своем отечестве. А все же, капелька гордости останется в вас, ведь во все времена есть люди обладающие истиной.